Оригинал взят у
У меня на столе — часть проекта приказа Минобрнауки про подготовку усыновителей и опекунов. Я прочитал внимательно и, опыт мне подсказывает, почти в таком виде оно и будет принято.
Кратко говоря, и анализируя всё законодательство о семейном устройстве детей я могу со всей ответственностью заявить: мы (те негосударственные специалисты, которые старались как-то обеспечить развитие семейного устройства в нашей стране) проиграли. Сиротпромовский монстр — выиграл.
Поясню, о чём идёт речь.
Началось всё с того, что в России кончились дети. Нет, не совсем, а стали кончаться те, кто находится в детских домах. И потому, что стали лучше “разбирать”, и потому, что отказываться (спасибо «Отказникам» и лично Лене Альшанской) стали меньше, и потому, что худо-бедно стали с “трудными” семьями работать (спасибо питерскому “Родительскому мосту”, например)… Но, конечно, главное, стали лучше “разбирать”. Дошло до того, что стали закрывать дома ребенка в Москве… На очереди — детдома и школы-интернаты… Это огромные деньги, это огромное количество людей и это — прекрасное, ничем не контролируемое место. Знаете, если раньше из детдома начальнику РОНО привозили каждую неделю “сумочки” со жратвой, украденной у сирот (реальность!), то, когда детдом закроют — “сумочки” кончатся. А над РОНО — ОблОНО, в общем, ОНО — везде.
Сиротпром (во главе которого стоит Минобрнауки) испугался. И начал срочно придумывать что-то для выживания. Патронат, который позволял “выжить” детдомам, изображая квазисемейное устройство, слава богу, прибили и “отформатировали” под опеку. Эта лазейка для безбедной жизни тоже пропала. Тогда сиротпромовцы пошли в обход.
Сначала мы с вами увидели, что усыновители и опекуны — монстры страшные (вспомните, скажем, дело несчастных Агеевых). После этого начали активно забивать в наши головы идею о том, что “в детдоме — лучше”. Не получилось. “Точка невозврата” уже была к тому моменту пройдена, люди просто не поверили. Тогда придумали более хитрую схему.
Когда-то давно, в бытность ещё пребывания в президентском кресле юрист Д.А. Медведев высказался (и я догадываюсь, кто ему подсказал), что, мол, у нас участились “возвраты” детей из приемных семей, надо бы “готовить усыновителей”. Идея, в целом, здравая, но, как и все (увы, ВСЕ) идеи нашего руководства в “детском” вопросе, рожденная не в результате анализа проблемы и исследования возможных путей решения, а исходя из собственного жизненного опыта.
Буквально, один из руководителей ведомства настаивал на одной из позиций, потому, что он видел, как растёт какой-то его сирота-сосед на попечении у бабушки. Просто классическая “свадьба товарища Полянского” и “педерасты” от искусства.
Это — отойду в сторонку — вообще большая проблема нашего государства, все, совершенно все решения принимаются не на основании какой бы то ни было проработки вопроса со специалистами, а исходя из понимания руководителя, или, в лучшем случае, неких “экспернтых мнений”. Причём экспертов отбирает тот же руководитель, и, разумеется, если мнения не совпадают со мнением руководителя, эксперты объявляются не-экспертами. Сколько раз меня к подобным вещам не привлекали, это ВСЕГДА было или сборище непрофессионалов с двумя-тремя специалистами, которые метали бисер с понятным результатом. Либо, второй вариант, это 16 часов пятницы, сырющий документ и срок — понедельник 10 утра. Причём в итоге этот документ и принимают, но без единой твоей правки. С шулерами я больше не играю…
Так вот, “юрист” Д.А. Медведев “поручил”, и под занавес своего президентсва провёл через парламент, подписал и даже наисправлял подзаконных актов под эту идею.
Итак, согласно новой редакции ст. 127 СК РФ, которая вступит в силу с 1-го сентября, требования к усыновителю, и к опекуну, и к приемному родителю будут дополнены требованием “прохождением подготовки”.
Надо сказать, что если бы Д.А. Медведев удосужился перепроверить, то выяснил, что порядка двух третей “отказов”, “возвратов” детей, переданных под опеку составляют “возвраты” детей от родных бабушек, дедушек и прочих родственников. Однако, ровно эта категория “близкие родственники” из обязанности готовиться исключена. И правильно же, сиротпрому не нужны “бабушкины” дети, пусть забирают, чем будут навещать наши казематы… Ну и, надо понимать, родственники ребенка (особенно бабушки) бывают настойчивыми — надо сразу от них обезопаситься, а? К слову, определение “близких родственников” в Семейном кодексе предусматривает, что это родные братья-сёстры, бабушки-дедушки, родные же, и родители. Всё. Например дяди и тёти (которые, к слову, более успешные замещающие родители, чем бабушки) — уже не входят в этот перечень.
Прохождение подготовки будет осуществляться в порядке, предусмотренным новым п.4 той же статьи. Там — интересно.
Во-первых, подготовка должна быть по программе, которую утверждает субъект федерации. Сейчас август — не утверждена ни одна. Почему? Потому, что не утверждены “требования” к содержанию этой программы. Их должно утвердить Минобрнауки (и, собственно, этот документ — как раз оно). Еще не утвердило. Форму свидетельства также утверждает Минобрнауки.
Во-вторых, (и тут нам понадобиться Закон “Об опеке и попечительстве” и Постановление Правительства № 423), подготовку граждан должны осуществлять… органы опеки и попечительства! На деньги бюджета субъекта федерации. И только на них! Только в их пределах — так прямо в законе и указано!
В-третьих, подготовка усыновителей (опекунов и т.д.) названа “полномочием” органа опеки, но это полномочие он может передать “организации… для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” или другой организации. В принципе, любой, прошедшей “отбор”.
Четвёртое, сама по себе программа подготовки (даже на уровне требований к ней) — адский ад. Я даже опущу конкретику, а просто обращу внимание, что эта программа должна включать от 62 до 80,5 часов обучения, из которых не менее 45 часов тренинга и заканчиваться “собеседованием”.
Пятое. Подготовка, перед выдачей свидетельства, заканчивается составлением “итогового заключения о готовности и способности…” Указано, что оно составляется “совместно с кандидатами…по их желанию”.
Итак, всё это вместе приведет к тому, что после 1 сентября нас ждут только “родственные” опеки и усыновления. А дети будут сидеть по детдомам. Почему — поясняю.
Бюджет на подготовку усыновителей не предусмотрен ни в одном субъекте федерации, будут оставаться “в рамках” того, что уже есть. А те, на кого “не хватит” — будут, вероятно, ждать и записываться в очереди.
Второе. Нет ни одной утвержденной программы, ни одного методического пособия, ни одного учебника, ничего. Следовательно — ни одного специалиста, который может этот курс прочитать.
Третье. Шестьдесят два часа обучения (даже если предположить, что кто-то утвердит по-минимуму, а не раскатается до 80 часов) это как минимум 15 недель обучения (если в нерабочее время учить. А кто в рабочее сможет?), четыре месяца. Минимум! Кто из опекунов это выдержит? Не все. Дальше.
Существующие сегодня Школы приемных родителей могут закрываться. Чтобы учить по какой бы то ни было программе, надо хоть как-то подготовиться, да? И, кроме того, смысл учить кого-то, если выдать свидетельство может или орган опеки или “отобранная” им организация.
Причём обучение в этой “школе” должно быть ещё и за бюджетные деньги. Внимание, вопрос, кому скорее отдадут бюджет — детскому дому или какому-то там НКО?
Для меня лично нет сомнений, что первые месяца три усыновление и опека просто “встанет”, потом будут выделены какие-то (не очень большие) бюджетные деньги и при детских домах и интернатах сделают “школы”, неспешно преподающие по два часа в неделю, растягивая радость на полгода и более.
По окончании “курсов” будет (разумеется, по желанию) готовится “итоговое заключение” в котором сотрудник детского дома будет писать, полагает ли он данного кандидата “готовым” и “способным”. Сколько людей будут “готовы” после этого — большой вопрос. И судьи — кто? — тоже вопрос…
Есть и второй вариант. Он напоминает то, чем многие годы занимались автошколы: ходить не обязательно, важно заплатить, и вам “поставят”. А на экзамене (если все договорились) главное хоть просто сесть за руль. Как вы водите — не имеет значения.
Скорее всего, вариант будет третий. Денег нет. Преподавателей нет. Что-то там кто-то там как-то прочитает — и дадут бумажку. Жестокость законов в России смягчается необязательностью их исполнения.
Итоговое моё мнение… Наш “сумасшедший принтер” перед каникулами наштамповал столько ерунды, что одной ерундой больше или меньше — уже не важно. Предлагаемая программа неработоспособна, неисполнима, невероятна к внедрению (особенно в установленные сроки). Значительная часть негосударственных ШПР погибнет. Чиновники органов опеки получат в руки ещё один инструмент издевательства над гражданами. Число людей, которые смогут “доить” граждан, решившихся усыновить, возрастёт (бывшая воспиталка детдома как напишет вам, что вы “не готовы” — и вот вам).
Я (пока) не знаю, как это остановить. Во всяком случае, я не вижу прямого правого способа сделать это. Всё, что приходит на ум — вне рамок правовой процедуры и нецензурно.
PS: Я совершенно убеждён, что люди, которые это все принимали и принимают, прекрасно осознают именно такие последствия (пополнение сиротских домов, получение нового механизма для “доения” граждан). Почему я так думаю? Потому, что что давний “приводной ремень” коррупции в Сиротпроме — иностранное усыновление — не тронули.
Иностранцам можно не проходить подготовку, если подготовка в их стране уже была пройдена и совпадают “тематики”.
Я не сличал побайтно, но то, что предлагается Минобрнаукой очень похоже на стандартную программу для американских усыновителей, которую я видел.
Запись опубликована Адвокат Жаров Антон Алексеевич. You can comment here or there.