Оригинал взят у
Собственно, приведение планет в подобное состояние терраформированием (терраформингом в Пиндосии) и называется. Расшифровка простая: terra — земля, forma — (пре)образование. Говорить о том, что можно просто взять и переселиться на ближайшего соседа… скажем так, это делают либо упоротые мечтатели, либо оооочень толстые тролли (так толсто, что аж тонко), которые хотят развить срач в бложике. Человек может спокойно жить только на планете, похожей на Землю, при минимальных отклонениях показателей от земных. Планеты, которые может и похожи на Землю климатом, размером, периодом обращение вокруг своей оси (вокруг звезды — это не так важно), несомненно существуют в нашей Вселенной, но они находятся так далеко, что никто их в жизни не достигнет. Лететь далеко, долго и дорого. Значит нужно искать уголок поближе, если уж совсем невмоготу. Тут-то и пригодится терраформирование.
В нашей Солнечной системе есть всего пять мест, которые в теории могут быть подвергнуты терраформированию: Меркурий, Венера, Марс, Ганимед (спутник Юпитера, размером больше Меркурия) и Титан (спутник Сатурна, тоже больше Меркурия, но меньше Ганимеда). Два последних слишком далеко и чёрт знает как крутятся, а их меньший собрат маловат, да к тому же слишком близко к Солнцу, из-за чего выгорать (в прямом смысле) там будет почти всё. Остаются две внутренние планеты, соседки Земли — Венера и Марс. Про Марс вообще мусолить тему стали ещё 15 лет назад, National Geographic даже фильм по данной тематике снял.
Марс как планета для предстоящей жизни — вот тема, которую форсят писатели, астрофизики и астробиологи и все, кому за это платят. Да, у красного шарика есть преимущества: 24-часовой день, орбита без глюков, лёгкая возможность высадиться, обильные ледники. Вроде норм. Ан-нет! Сила притяжения на Марсе в 2,5 раза меньше земной, атмосфера разряжена до ужаса, при этом никто толком не способен объяснить, так как же её туда доставить, и что делать с температурой от -40 до +20 градусов. На экваторе. Причем это я не годовую разницу говорю, ага. Согреть Марс предлагается тремя способами:
- Термоядерными бомбардировками. Это не шутка. Каких-то двадцать бомбочек — и можно сажать тундровые растения в субтропических широтах. А там они уже и с водой управятся, и углекислоту в кислород превратят. Говёно, зато быстро. Лет двадцать подождать и фанатов сталкера вполне отправлять можно. Хотя жители окраин Припяти, до сих пор не уехавшие, уже спокойно живут в чём-то похожем на экопоселения. Воздушек, водичка… А какие помидорчики… Так что не так уж это и нереально. Непонятно лишь, где можно взять столько газа, чтобы плотность была похожей на Тибетское нагорье хотя бы. Да и кислород лет только за 200 успеет образоваться. Про азот вообще молчу.
- Производство парниковых газов. Это долго, нудно, автоматизированно, зато наверняка. В почве Марса заложены в большом колличестве соединения серы, фосфора, да и по многим меркам сульфид (или сульфат — точно не помню) железа — самая распространённое на Марсе вещество. Если отправить туда десяток роботов, создать некоторое количество заводиков, которые будут специально (то есть в сотни раз быстрее, чем мы на Земле) производить парниковые газы из местной почвы, то возможно, что и атмосфера у Марса появится, и потеплеет там существенно. Опять же, непонятно, каким макаром там появится кислород. Да и что делать с низкой силой тяжести и большим недостатком воды — не совсем ясно. И да, второй этап займёт всего каких-то пятьсот лет. Мелочь по космическим масштабам.
- Только хардкор — водные астероиды. Такие есть. Их можно даже найти в поясе астероидов, как-то сдвинуть с орбиты и заставить упасть на Марс. Вода и озон обеспечены. Но косяк в том, что дороговато. Один такой камешек направить = потратить весь ядерный потенциал Китая. Это примерно и взято с потолка. Ну ничё, лет за триста можно управиться.
Что, юный читатель, я тебя разочаровал? Не судьба нам прогуляться по Марсу, да? Это Вселенная, дружок, для нее это вообще не срок. Да и для человечества не самый большой отрезок времени.
Но это ещё чего — сейчас мы перейдём к Венере! Стартовые условия в основном хуже, чем на Марсе, но имеются некоторые бесспорные преимущества. Температура — +480 градусов. Да, это везде, это по Цельсию и это горячее, чем на Меркурии. Всё благодаря "знатной" (Ломоносов так говорил) атмосфере и жесточайшим облакам из серной кислоты. Комфортно, нечего сказать. Да и близость к Солнцу никуда не деть. Казалось бы, чего уж нам туда лезть?! Но есть плюсы. По размеру Венера меньше Земли лишь на 500-600 км в диаметре и на 9% в массе, а это значит, что там примерно такая же сила тяжести, как и у нас. Давление, правда, раз в 90 выше… Но и это плюс, как ни странно. Атмосферы много, очень много, Венера при должном развитии технологий сможет выступить донором углекислоты для Марса, а может и для Луны, если и её приспичит терраформировать.
Помимо массы есть плюс вот какой: без парниковых газов температура на Венере должна составлять градусов 30. Максимальная. На Экваторе. Это если в атмосфере будут лишь азот и/или гелий с кислородом в земных пропорциях. Для сравнения: если то же самое (убрать парниковые газы типа углекислоты) сотворить с Землёй, то её температура на Экваторе будет -17. Средняя, правда. Найдёте пруфлинк — буду благодарен. Да, ещё одна деталь: Венера имеет наклом 176 градусов, то есть вращается вверх ногами и с черепашьей скоростью — сутки на ней длятся оооочень медленно. Дней 240. А год — 225. Романтика, чё.
Что же можно сделать с Венерой? О, полный набор. Вариантов по терраформированию просто зашибись:
- Садануть по планете несколькими астероидами, которые даже перегонять из пояса не нужно. Есть несколько групп, которые пересекают орбиту Венеры, и их-то как раз и можно подорвать (ядерными зарядами вполне), после чего они по траектории ударят по планете и сначала изменят её градус с 176 до 90 (что жесть), а потом выровнять до 18-25, чтобы колебания сезонов были поменьше земных. Это придаст ей нормальное вращение, если, конечно, не расколет нахрен. А потом можно дополнительно ускорить её вращение, чтобы день на ней длился привычные 24 часа. Дополнительный бонус — магнитосфера, которой у Венеры вообще нет. На всё про всё полвека и локальный аппокалипсис у соседей. Зато нам хорошо. Будет. Потом.
- Создать "зонтик". Предположим, метеориты в Венеру попали точно, в Землю не угодили, и идеальные 20 градусов наклона оси к эклиптике мы получили. Но всё равно там давление 90 атмосфер, жесточайшая температура и пипец с водой и кислородом. Это можно легко исправить! Берём кусок тончайшей фольги, ставим его в точку фокусирования, в которой наименьший по размеру предмет будет поглощать наибольшее число излучения (названа в честь какого-то исследователя, но ГСМ мешает вспомнить), и он перестанет пропускать солнечное излучение на Венеру. Всё просто. … Нуу, не совсем… Это долго, а именно лет шестьсот. Вернее, получается, что Венера до температуры конденсации водяного пара при тамошнем давлении (+300 градусов) охладится за сотню лет, до температуры 120 градусов (конденсация серной кислоты вроде как) — ещё за 150 лет, до комнатной температуры в 40 градусов Цельсия — еще за пару веков. Вроде ништяк? Не совсем. Ещё полторы сотни лет следует подождать, чтобы Венера охладилась до -80 градусов, и на ней вымерзла вся углекислота и выпала снегом на поверхность. Что с ней потом делать, какими ковшиками собирать — пока никто не знает и не думает. Ещё деталь: на требуемый кусок фольги с каркасом уйдёт несколько миллионов тонн железа. А теперь прибавьте обработку, погрузку, доставку, сборку и обслуживание. Хоть Землю инопланетянам продавай… Хотя даже такое лет за двести соорудить можно.
- Забросить десант из цианобактерий. Один умный советский учёный подумал, а что если на Венеру забросить хлореллу. Вот так взять и забросить. Она, питаясь мегатоннами углекислоты и делясь бешенными темпами, переработает большую часть атмосферы в кислород, а потом сдохнет от нехватки хратвы. Никто не решался. Между тем вполне осуществимо кинуть в капсуле с аэростатом несколько кило зелёной жижи хлорелл или цианобактерий или фитохламидомонад каких-нибудь для пожирания части атмосферы. Варианты: в самом начале терраформирования для ускорения остывания, после конденсации серной кислоты, либо после вымерзания части углекислоты, которую соберут веничком и захоронят как топливо дешёвое. Либо как материал для ПВХ. На мой гуманитарный взгляд первый вариант предпочтительней, ибо как бактерии/растения смогут поглотить часть атмосферы без доступа солнечных лучей? Поэтому сначала хлореллы и/или цианобактерии, а потом — охлаждение. Удивительно, почему РосКаосмос или НАСА до сих пор этим не занялось? Неиллюзорный профит за каких-то двести лет.
- Самый косяк на Венере преодолён? Орбита не тронута, ось повёрнута, углекислота нейтрализована, а хлореллы, пожрав часть углекислого газа, сами сдохли и стали отложениями перегноя? — Прекрасно. Но мы забыли про воду. А её на Венере раз во много меньше, чем на Земле. А быть её должно не меньше, чем в полтора раза, чтобы около 60% территории планеты было под водой. Что делать? На помощь снова приходят астероиды, но тут сторонники бомбардировки Венеры парящими ледниками строят две версии. По одной после всего весёлого процесса можно обрушивать астероиды просто ледяные. Водные. Упали, растаяли, появилась вода. Другие энтузиасты стремятся к рационализации — перед постановкой зонтика и для окончательного выравнивания оси направить на Венеру водно-аммиачные глыбы, благодаря которым за двести лет можно и азота добавить, и озоновый слой образовать, и даже воду доставить сразу с кислородом. При реакции с атмосферой Венеры эти астероиды будут поглощать тепло. Таким образом за полторы сотни лет одними только водно-аммиачными льдами можно добиться эффекта, получше зонтикового. Почему так не начали делать? Ну как вам сказать… Дело в том, что если водные астероиды можно и в поясе между Марсом и Юпитером отыскать, то найти водно-аммиачную глыбу есть возможность лишь в поясе Койпера или облаке Оорта —
в дальних ебеняхна самых задворках Солнечной Системы, откуда доставка выйдет в копеечку.
Да, Венеру можно терраформировать при полнейшей матановой рационализации и должном усердии за 300 лет, и мы можем через три века получить "сестру Земли" в самом прямом смысле, наложив влияние одних факторов терраформинга на другие. Марс лет за 200 не напрягаясь мы можем уложить в те же рамки, хотя и при худших условиях на выходе. И это всё будет как в рекламе Тёмы Лебедева — "долго, дорого, охуенно". А в такое обычно не вкладываются. Так что, хорошие мои, нам легче делать то, что итак понятно — беречь свой голубой шарик, делать из него лучшую среду обитания, рационально распределять ресурсы и не плодить лишних ртов. Это ведь тоже очевидно, но так ли мы делаем?