Оригинал взят у
Создатель ленты Се Ихуэй (Xie Yihui) узнала об этой мрачной странице прошлого, прочитав записки бывшего узника лагеря, который содержался там как "правый".
Цзен Боянь (Zeng Boyan) вспоминал, как не мог поверить своим глазам в 1958 году, когда увидел две сотни детей из трудового лагеря Дабао, среди которых были и 10-летние, работавших на лесоповале неподалеку от государственного сельхозпредприятия Шапин (Shaping). Годы спустя очевидец, помогавший хоронить умерших детей, сообщил ему, что в период с 1960 года по 1962-й в Дабао умерли от голода около 2600 детей. Правительство никогда не раскрывало число погибших в этом лагере, отмечал Цзэн Боянь.
Се Ихуэй решила записать интервью с ним и двумя десятками других бывших несовершеннолетних узников. Она была потрясена, услышав от Цзэн Бояня: "Эта картина почти с той же ясностью стоит у меня перед глазами: сотни маленьких детей работают в лесу, подгоняемые хлыстом надзирателя".
Центры труда и перевоспитания для несовершеннолетних были созданы в материковом Китае в конце 1950-х по образцу советских колоний, куда направлялись для “реформирования” хулиганы и беспризорники.
По словам очевидцев, с конца 1957-го до закрытия в 1962-м в Дабао содержались от пяти до шести тысяч детей в возрасте от 9 лет и старше. Среди них были юные правонарушители, обвиненные в мелких преступлениях, но основная масса была отправлена туда обедневшими родителями, которые верили, что их детям будет лучше в учреждении, где их обеспечат питанием и образованием. Но вскоре дети обнаруживали, что кормят скудно, а уроки продолжаются лишь считанные месяцы.
Бывшие узники детского трудового лагеря, которым теперь по 60 лет, рассказывают, что их принуждали выполнять тяжелую работу, в частности, перетаскивать бревна, расчищать земельные участки и выращивать посевные. Во время "Великого голода" (1958-1961) голодные дети ели все, что могли найти: земляных червей, мышей и ядовитые растения. Многие страдали от истощения, а другие умирали от заражения паразитами. "Они [малолетние узники] вели жизнь привидений, — вспоминает Се Боянь. — В этой жизни не было ни любви, ни тепла".
К 1 мая приурочена премьера еще одного документального фильма — о лагере трудового перевоспитания наших дней. В ленте под названием "Above the Ghosts' Heads: The Women of Masanjia Labour Camp" о повседневной жестокости и пытках рассказывают недавно освободившиеся узницы лагеря “Масаньцзя” в провинции Ляонин.
Фильм начинается со слов Лю Хуа (Liu Hua), вышедшей оттуда в октябре: "Перевоспитание через труд – это самая гнусная система в мире, а женский лагерь Масаньцзя – самый гнусный лагерь на земле. Там мы превратились в рабов и заложников этой гнусной системы".
В интервью, которые использовал режиссер фильма Ду Бинь (Du Bin), женщины говорят о пытках, которые им пришлось вынести: от побоев и многочасового выворачивания суставов до раздражения половых органов зубными щетками и электрошокерами.
Впервые история Лю Хуа получила известность в 2011 году, потому что другая заключенная сумела вынести ее дневник, спрятав в собственной вагине. В марте материковый журнал Lens опубликовал репортаж об издевательствах над узницами Масаньцзя, но в нем нет многих подробностей, появившихся в фильме.
Создатели этих документальных лент выражают надежду, что смогут ускорить ликвидацию лаоцзяо, как называют систему "трудового перевоспитания", сохранившуюся со времен маоистского культа. "В этом лагере с людьми обращаются бесчеловечно, — указывает Ду Бинь, внештатный фотограф New York Times. – Я хочу сказать только, что это люди, а не животные, и что их нельзя так унижать". Се Ихуэй подчеркивает: "Лаоцзяо по-прежнему причиняет людям огромные физические страдания".
Се Ихуэй (Xie Yihui), автор документального фильма о детском трудовом лагере начала 1960-х