Важнейшее отличие Ислама от христианства — это любовь к знаниям и ненависть к мракобесию. К сожалению, в последние века мусульманам об этом не дают вспоминать.
Оригинал взят у
Равнодушно наблюдать за декортикацией соотечественников как-то негоже… Потому еще раз решил рекомендовать действительно качественный научный сайт АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ, посвященный эволюции живой природы вообще и происхождению человека в частности. Модерируется этот ресурс настоящими учеными, а не поп-шарлатанами.
К слову о поп-шарлатанах. 26 апреля 2012 г в программе «Академия» канала «Культура» с лекцией «Оценка теории эволюции» выступил Алексей Ильич Осипов – русский богослов, педагог и публицист; профессор Московской Духовной Академии; доктор богословия honoris causa; член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви; академик РАЕН. Выступление А.И. Осипова стало заключительным в спецкурсе "Происхождение человека", состоявшем из 4-х лекций.
"Обезьяны судят об искусстве" (1889), Габриэль Макс. В Новой пинакотеке в Мюнхене эта картина привлекла моё внимание множеством вполне узнаваемых лиц :)
Каким образом на канале в программе "Академия", да еще и на лекциях по происхождению человека очутился богослов – совершенно непостижимо. Допускаю, что в голове обывателя профессор Духовной Академии и профессор-биолог – фигуры равнозначные и равноубидительные, а авторитетная государственная академия, каковой является, например, Российская академия наук, звучит столь же весомо, как и полумракобесная общественная Российская академия сверхъестественных наук (РАЕН) – что там академики, что здесь. Но мне как-то грезилось, что программу "Академия" курируют всё же не просто обыватели…
Очень порадовало, что редакторы АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ не поленились прокомментировать лекцию псевдоученого. Делаю перепост статьи "Профессор А.И. Осипов об эволюции человека: 15 ошибок за 15 минут". Полностью чудо-лекцию можно прослушать здесь.
В таблице, приведенной ниже, слева – дословные цитаты из выступления А.И.Осипова, справа – комментарии специалистов.
Цитата из выступления А.И. Осипова | Комментарии специалистов |
Здесь Он самоосознающая личность. Конечно, мы не можем думать, как обезьяна сама себя осознает, или поросенок, свинья. Говорят, по телу человек ближе всего вот к этому, последнему, не хочется повторять даже. | Профессор Осипов повторяет распространенное заблуждение. О мифе про свинью: Во-первых, должны Вас разочаровать: пока что дальше Во-вторых, я не знаю, дорогой читатель, едите ли Вы свинину. Но многие Ваши соотечественники – едят. Спросите такого соотечественника – согласился бы он откушать суп из… шимпанзе. Отдельный вопрос – сколько стоил бы такой суп. Ведь дело не только в генетической близости. Для массовой пересадки органов (а перед медиками-трансплантологами стоит именно такая задача) необходимо животное-донор:
Любая обезьяна тут проигрывает свинье по большинству статей (см. подробней здесь). |
Дело вот в чем. Теория эволюции имеет очень серьезные изъяны. И я иногда даже удивляюсь, когда на ней так настаивают. Первое. Интересно, какая наука знает закон возникновения жизни из неживой материи. | Профессор Осипов совершает распространенную ошибку.
|
Второе, если хотите, я бы сказал очень важное. Сама вероятность возникновения Можно предполагать, что может быть когда-нибудь. Но это же невероятно. Один ученый, кстати биолог крупный, так и сказал, Откуда? Почему же это утверждается? | 1. Здесь, как и в нескольких других местах, профессор Осипов не удосужился назвать источник своих утверждений. Цитируемое высказывание про обезьяну и Библию принадлежит Бену Хобринку, автору книги «Современная наука в Библии». Этот «крупный биолог» не имеет ученой степени и публикаций в научных 2. Чтобы показать, сколь низка вероятность возникновения жизни, профессор Осипов прибегает к метафорам, которые могут произвести впечатление на несведущего слушателя. Но понимает ли А.И.Осипов, о чем говорит?
|
А возьмите такой факт еще. Мы говорим: да, один вид в другой. Дарвин так надеялся на это, что путем борьбы, естественного отбора это произойдет. Он не сомневался, что будет где-то найдена эта переходная форма, особенно от обезьяны к человеку. | 1. Профессор Осипов путает. Сам Чарльз Дарвин о «переходной форме от обезьяны к человеку» нигде не пишет. Идея питекантропа принадлежит Эрнсту Геккелю. 2. Первые находки переходных форм были сделаны еще при жизни Дарвина – в частности, знаменитый археоптерикс, первый экземпляр которого был найден в 1861 году, через 2 года после выхода «Происхождения видов». (см. свежий и подробный материал про археоптерикса). |
И вы знаете? Открою вам секрет. | Рассказанное профессором Осиповым далее, возможно, является секретом для наивных студентов – слушателей его лекций. Однако эта история описана даже в популярных советских книжках по истории вопроса. |
Где-то, по-моему в 30-е годы нашли. Челюсть обезьяны, лоб, голова человека. Это | 1. Профессор Осипов ошибся. Пилтдаунская «находка» сделана в 1912 году. 2. Показательно, что профессор Осипов ограничивает рассказ о
и о ряде других находок, сделанных ДО 30-х годов 20-го века (см. рис. 1) |
Нет переходных никаких ступеней между лошадью и коровой, между козой той же и я не знаю. Нет их. У всех высших млекопитающих животных ничего найти не могут. Палеонтологи ищут. Дарвин-то надеялся: найдем все переходные ступени. | 1. Профессор Осипов заблуждается. 2. Профессор Осипов, видимо, не подозревает, что эволюция множества млекопитающих (например, упомянутой лошади) хорошо изучена. Для того, чтобы в этом убедиться, нужно всего
Список некоторых переходных форм – см. здесь. В полной степени это касается и эволюции человека, общая картина которой восстановлена уже более 40 лет назад (см. «Миф о недостающем звене», а также схему эволюции человека по современным данным. Как мы уже писали, в настоящее время в каталоге портала АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ представлена информация о примерн 400 скопаемых находках — при том, что это только часть материалов). 3. Требование, чтоб для всех живых существ сохранились ВСЕ ископаемые предки – говорит о безграмотности профессора Осипова. Если бы все «переходные ступени» поголовно сохранялись, то биосфера не смогла бы функционировать, ибо мы бы ходили по горам останков предков, а живым существам не из чего было бы строить свои тела и брать энергию. 99% |
Вот человек развивается эволюционно. Как? Я о чем говорю: вот родился и до старости. Любой момент мы вам покажем. А здесь где же? А здесь что случилось? | По мнению профессора Осипова, если эволюция – факт, то наблюдать ее должно быть столь же легко, как «любой момент» жизни нашего соседа по комнате. Риторические вопросы профессора Осипова можно переформулировать в более общем виде так: «Почему очевидное – очевидно, а неочевидное – неочевидно?» Если бы любые явления были столь же легко наблюдаемы, как прорезывание молочных зубов у ребенка, наука была бы простым и приятным занятием. ожно было бы продолжить:
|
Эволюция – это не теория. | Традиционная путаница. Из вышеизложенного следует, что ситуация совсем не такова, как пытается представить профессор Осипов. |
Теперь. Все единогласно говорят уже не о том, что как один вид в другой. Все единогласно говорят, чт как возник мозг человека – никто не знает. то какой-то, как говорят, скачок, прыжок. А что это такое? Объясните мне на научном языке, где, как, почему он произошел? | 1. Профессор Осипов ошибается. 2. Под "скачком", возможно, имеется в виду начало увеличения мозга на стади Homo habilis. Однако (как видно на упомянутой диаграмме — см. рис.2) мозг тогда не стал мгновенно большим, а просто поменялась тенденция: до этого момента он почти не рос, а тут стал расти. И до современного размера рос ещё два миллиона лет. Так что, в буквальном смысле, «прыжков» здесь нет. |
Недаром, когда Дарвин написал свое происхождение видов, то его друг и сторонник прислал ему записочку, очень маленькую записочку, в которой был один всего вопрос: а зачем обезьяне ум философа? Обезьяна 100%-м образом приспособлена к окружающей среде. Зачем ей ум философа? Вы знаете, какой был ответ? Дарвин написал: «Нет!», и восклицательный знак. А что «нет»? Чего, действительно? Зачем? Неоправданно. | 1. Профессор Осипов излагает эту историю в очень сильно искаженном виде. С тем, как дело было на самом деле, можно ознакомиться, например, в книге: Уильям Ирвин. Дарвин и Гексли. М., «Молодая Гвардия»,1973 г., с. 26-227. «Друг и сторонник Дарвина» – Альфред Уоллес, параллельно с Дарвином пришедший к идее естественного отбора – в апреле 1869 г. прислал Дарвину не «маленькую записочку», а свою статью «Происхождение видов в свете исследований сэра Чарльза Ляйелла о геологических областях», опубликованную в журнале «Трехмесячное обозрение». В этой работе Уоллес высказывается в поддержку «теории мистера Дарвина», но выражает сомнение, что разум человека мог возникнуть путем естественного отбора, Цитата из этой работы Уоллеса, которую пытается пересказать профессор Осипов, звучит так: Как видим, смысл цитаты расходится с интерпретацией профессора Осипова, и выдержан в духе представлений того На полях этой статьи Дарвин действительно написал слово «Нет», несколько раз подчеркнул его и поставил множество восклицательных знаков. Дарвин был опечален идейными разногласиями с Уоллесом (в письме Уоллесу Дарвин говорит: «Если бы только Вы сами не подтвердили это, я подумал бы, что [Ваши замечания о человеке] написаны кем-то другим»), хотя в целом высоко оценил его работу. Однако корректно ли считать «ответом ученого» пометку на полях журнала? Ведь на самом деле Дарвин ответил Уоллесу своей книгой «Происхождение 2. Судя по фразе «Обезьяна 100%-м образом приспособлена к окружающей среде», А.И. Осипов не представляет, что условия окружающей среды могут меняться, а приспособленность никогда не бывает абсолютной. |
А уж насчет того, что древнее происхождение человека – ой. Слушайте, кого | 1. Профессор Осипов снова ошибается. Благодаря этому на сегодняшний день удалось выяснить очень многое – не только детали строения скелета наших ископаемых предков, но и их образ жизни, питание, миграции и даже болезни, особенности их социального поведения и культуры (там, где она появляется). См., например,
2 Homo sapiens, действительно, возник около 100-50 тысяч лет назад – совсем недавно по геологическим меркам. Другое дело, что возник он не «из воздуха» и не мгновенно; это не единый момент творения, а этап в длительном пути эволюции. 3. То, что разные специалисты расходятся с определением даты, с которой отсчитывать появление современного человека – следствие непрерывности эволюционного процесса: в длинном ряду известных ископаемых форм сложно провести границы, отделяющие сапиенса от «почти-сапиенса», «почти-сапиенса» от «еще-не-совсем-сапиенса», последнего от «точно-не-сапиенса» и т.д. (см. несколько известных находок на рис. 3). Информация на эту тему доступна любому интересующемуся: есть литература – популярная и специализированная, музеи, наш портал. См., например, обзор на тему «Становление Homo sapiens» |
Так что видите, теория эволюции действительно имеет огромнейшие изъяны, | Увы, из вышеизложенного следует, что профессор Осипов едва ли компетентен в темах, на которые пытается здесь говорить… |
Не удивлюсь, если мракобесы, завладевающие умом народа российского, завтра потребуют изъять из школьного учебника всякую информацию по генетике (проходили уже и такое!) или закрыть палеонтологический музей на том лишь основании, что они неопровержимо свидетельствуют об эволюции живого. Невежество и религиозный обскурантизм идут на смену народному просвещению…
Профессор богословия А.И. Осипов в своей миссионерской деятельности пошел по заведомо порочному и бесперспективному пути: он пытается сгибридизировать две взаимно отталкивающиеся вещи – религию и науку, герменевтику и дарвинизм, веру и знание. В итоге выходит лишь уродливая химера, а сам мечущийся Алексей Ильич остается столь же далеким от естественных наук, сколь от от сверхъестественных.
Ну а резюмирую вместе с редакторами АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ словами Михайло Васильевича Ломоносова:
Не здраво рассудителен математик, ежели он хочет божескую волю вымерять циркулем.
Таков же и богословия учитель, если он думает, что по псалтире научиться можно астрономии или химии.