Оригинал взят у
В ноябре 2012 года по заказу Министерства культуры РФ мне довелось делать большую и интересную работу в Дагестане.
В этой записи вашему вниманию представлены результаты, а так же информация об объектах.
В сентябре на госзакупках был опубликован т.н. открытый конкурс на оказание услуг по созданию интернет-проекта «Виртуальный тур по культурным и природным ландшафтам Дагестана». Ознакомившись с документацией и техническим заданием, я принял решение участвовать. Особенно радовало то, что это не тупой аукцион, где победить можно лишь по одному тупому критерию — цене, а именно конкурс, с учетом качества и опыта работ. Оформил заявку, приложил информацию об уже завершенных работах, в т.ч. выигранных по другим тендерам, а так же благодарственные письма других заказчиков. По совокупности всех критериев (цена, сроки, опыт, качество) конкурс выиграл, чему был очень рад. Контракт подписали лишь 29-го ноября.
Снять нужно было 4 объекта: водопад, высокогорное село, крепость в Дербенте, музей в Махачкале. Как только все бумаги (контракт, сопроводительные документы) были оформлены, я вылетел в Махачкалу. Время поджимало с двух сторон: во-первых, на всю работу лишь 30 суток (5 из которых съело оформление бумаг), во-вторых, на дворе ноябрь — не лучший месяц для съемок природных объектов.
3-го ноября я был уже в Махачкале, остановился в гостинице "Ленинград", расположенной между Министерством культуры Дагестана и музеем Дагестанский аул. Отоспался, побродил вокруг отеля, посмотрел на море. Созвонился с проводником, с которым предстояло ездить по республике.
Водопад Тобот
Водопад был первым в моем списке на съемку. Самый простой объект, не требующий никаких контактов с местными властями или руководителями. Доехали примерно за 3 часа. Смотреть на карте.
Вид с края ущелья. Панорама 360х150°.
При нажатии откроется статья с фотографиями и виртуальным туром.
Всего на съемку ушло около 5 часов. Из них 2 часа заняла дорога пешком (туда-обратно) в ущелье.
Водопад Тобот, виртуальный тур.
Статья на портале Культура.рф.
Крепость-село Кала-Корейш
На следующий день. 5-го ноября выдвинулся на съемку этого объекта. Ссылка на карту.
Доехали до села Кубачи, уточнили у местных дорогу. Стало понятно, что подъехать вплотную к холму, на котором расположено село, не получится. Не та машина и не те условия дороги (скользкая мелкая мокрая трава в колее). Гаджи-Мурат, мой проводник, приободрил на дорогу, посоветовав взять какую-нибудь палку, что бы отгонять собак. Обвешавшись оборудованием, и вооружившись, отправился в путь.
Примерно через полчаса спуска по тропе я встретил собаку. Она вышла из-за поворота, посмотрела на меня и стала рычать. Ощущения были весьма неприятные, особенно в следующий момент, когда я увидел следующие пары ног. Но все обошлось. Следом на лошади передвигался местный житель (к сожалению, не помню его имя). Уточнив у него дорогу, окончательно убедился, что иду в верном направлении. От приглашения в гости пришлось отказаться, т.к. время было в жутком дефиците. Всего же дорога к Кала-Корейш заняла у меня более 1.5 часов в одну сторону. Примерно 2/3 пути я в основном спускался и, лишь подойдя к нужному холму, пришлось подниматься.
Панорама села.
При нажатии откроется статья с фотографиями и виртуальным туром.
Примерно через полчаса я уже шел среди развалин села. По имеющейся информации в этом селе живет смотритель — Багомед Рамазанов. Никаких его контактов заранее найти не удалось, поэтому надеялся познакомиться на месте. Первой по пути была мечеть. Решил постучаться. Не зная, какая из дверей ведет в мужскую часть, постучал в обе. Но никто не открыл.
Прошел далее к дому смотрителя. Там мне тоже никто не открыл. Осмотревшись, я нашел записку, о том, что смотритель ушел "искать свет" (как потом выяснилось, трансформатор погорел, и он уехал в Махачкалу), а так же, номер телефона. Позвонил, представился, описал ситуацию. После короткого шока удивления Багомед сказал мне, где найти ключ от дома, и где в доме найти ключ от мечети. Поблагодарив его за эту помощь, я взял ключи. Фотографировать жилище внутри в отсутствии хозяина я счел неэтичным. Затем побродил по окрестностям, сделал обычные фотографии.
По сути, среди всех этих развалин лишь три здания: дом смотрителя, мечеть, мавзолей.
Побродив по селу, ознакомившись с его географией и отсняв наборы обычных фотографий, я приступил к созданию панорам. За соседним холмом были какие-то странные облака, и я очень опасался за возможную облачность. Снимать приходилось быстро. Когда уже практически все закончил, из-за того холма набежали облака и туман. Пришлось экстренно собираться и идти назад. Перспектива вымокнуть или плутать в тумане мне совсем не нравилась.
Обратная дорога заняла почти 2 часа. Сначала я заблудился в самом селе — не мог найти тропинку-спуск. Обратный путь был тяжел. И я, обутый (да и одетый) совсем не для таких походов, и усталость, и 10-15 килограммов разного барахла на плечах. 2/3 пути это подъем в гору, иногда по очень скользкой тропе. Под конец перерывы на короткий отдых делал уже каждые минут 5-7. К концу моего подъёма наверх видимость (из-за тумана) была не более 7-10 метров. Выглядело забавно. Самое необычное зрелище — это силуэты лошадей (вряд ли диких, скорее всего местных жителей) в этом тумане. Но, пока я доставал камеру, они разбежались. Гаджи-Мурат, был очень рад, что меня более не нужно ждать (и что собаки не съели) и мы поехали назад в Махачкалу. К слову, дорога в одну сторону составляла почти 4 часа.
За весь съемочный день в горах я встретил лишь одного человека (того путника с собакой в сопровождении). После городов милионников это довольно необычно.
Крепость-село Кала-Корейш, виртуальный тур.
Статья на портале Культура.рф.
Так прошли мои первые три дня в Дагестане.
На следующий день (6-го ноября) я отправился в местное Министерство культуры. Обозначить свой приезд, передать сопроводительные документы, да и просто узнать как и что. Приняли меня хорошо, сотрудник министерства Мухтар Амаевич (к сожалению не записал фамилию) помог с транспортом в Дербент (на следующий мой объект). Познакомился с директором музея-заповедника Дагестанский аул. Амирбег Рамазанович, поняв, что я приехал с желанием хорошо сделать интересную работу, принял меня хорошо, устроил ознакомительную экскурсию по музею, познакомил с сотрудниками.
Цитадель Нарын-Кала
В 120 километрах от Махачкалы находится самый южный город нашей страны — Дербент. Возраст города оценивается в 2000 лет, при этом поселение, на месте которого и возник Дербент, появилось 5000 лет назад. На его территории до сих пор сохранилось более 400 исторических памятников.
Благодаря своему географическому положению Дербент был важнейшим пунктом Прикаспийского пути — торговой артерии между Юго-Восточной Европой и Ближним Востоком и привлекательной целью для иноземных захватчиков. На протяжении своей истории, он был частью разных государств, свидетелем расцвета и упадка цивилизаций и множества войн.
Расположенная в Дербенте, крепость Нарын-Кала (в переводе на русский язык — «Солнечная крепость»), стала впоследствии визитной карточкой этого места и главным фортификационным сооружением. Ссылка на карту.
Панорама крепости, общий вид.
При нажатии откроется статья с фотографиями и виртуальным туром.
Всего съемки заняли два дня. Ноябрь месяц и море сделали свое дело — погода менялась по несколько раз на дню. Очень не хотелось делать панорамы в облачную погоду, но несколько таковых пришлось включить.
Цитадель Нарын-Кала, виртуальный тур.
Статья на портале Культура.рф.
Музей-заповедник этнографический комплекс Дагестанский аул
Этот музей, расположенный в Махачкале был самым главным объектом в моем списке. Дело в том, что нужно было не только отснять панорамы залов, но и создать т.н. "виртуальный музей", предоставив зрителю возможность ознакомиться с некоторыми экспонатами.
Фасад музея.
При нажатии откроется статья с фотографиями и виртуальным туром.
Съемки заняли почти 3 дня. В самом большом зале были очень сложные световые условия.
Так же было нужно носить с одного этажа на другой манекены с костюмами.
Очередь к фотографу.
Всего было отснято около 50 экспонатов, хотя контракт требовал лишь 20.
Музей-заповедник этнографический комплекс Дагестанский аул, виртуальный тур.
Статья на портале Культура.рф.
Вот таким я увидел Дагестан в ноябре 2012 года, проведя в республике неделю.
Основной проблемой была жуткая нехватка времени. На обработку материалов и сборку виртуальных туров у меня был срок до 29 ноября (т.е. оставалось 2 недели). А еще нужно было отчет о работе писать.
Благодарности
Удивительно, но факт — Министерство культуры РФ объявило открытый и прозрачный конкурс. С разумным и понятным техзаданием, открытой процедурой вскрытия конвертов с заявками. Надеюсь такие конкурсы будут еще проводиться в будущем.
Хочу сказать спасибо людям, помогавшим мне в реализации данного проекта.
Гаджи-Мурат, мой сопровождающий в Дагестане. На его машине мы немало колесили по горным дорогам.
Иван Напуда, архитектор. Именно он создал отличные планы и схемы, использованные мною в виртуальных турах.
Весь коллектив крепости Нарын-Кала и лично Вели Мирзоевич Юсуфов.
Весь коллектив музея Дагестанский Аул и лично директор Абдуллабеков Амирбег Рамазанович.
И на крепости и в музее мне были искренне рады, во всем помогали, угощали чаем и даже подкармливали. Последнее было особенно актуально, когда поесть либо забываешь, либо некогда.
Фотопрокат Центральный, г. Москва. Именно тут я арендовал недостающее оборудование. Можете считать это рекламой, но этот коллектив этого достоин.