Originally posted by yan_klever at Отрицание доказанного
Что такое транссексуализм? Чем он отличается от иных форм «половой дисфории»? Как определить, что это именно транссексуальность, а не иная трансгендерная форма?
Когда мы говорим слово «пол», мы должны подразумевать два понятия: психологический, тот кем вы себя ощущаете, и физический, то есть, как выглядит ваше тело.
Транссексуальность – самый тяжелый диагноз в трансгендерном диапазоне.
Транссексуал – человек рожденный не в своем теле.
Транссексуализм — вовсе не современное явление, как думают многие. Напротив, этот необычный природный феномен, наблюдается и регистрируется уже многие тысячи лет.
Во многих культурах прошлого, например, в ряде индейских племён Северной Америки, транссексуалы (MtF) имели возможность носить женскую одежду и жить в роли женщин (в том числе — выходить замуж). Так же их почитали как людей обладающих двумя душами: женской и мужской. Даже хирургическое изменение гениталий изобретено не в 20 веке. В некоторых обществах древности транссексуалы добровольно подвергались примитивным хирургическим операциям, и с их помощью в некотором смысле меняли пол.
Никто не знает, когда именно начались такие операции, но они были широко распространены в Древней Греции и в Древнем Риме. Такие телесные модификации обычно были частью религиозных ритуалов, которые обеспечивали транссексуалов понятными для остального общества объяснениями того, что они делают, и достаточно комфортным местом в этом обществе.
В Индии и Бангладеш огромное число молодых транссексуалов убегают из дома, чтобы присоединиться к касте Хиджра. Чтобы стать хиджра, подростки подвергаются таким же примитивным операциям, как в древности (разве что с опиумом в качестве анестетика). Такие «смены пола» окружены мистическими обрядами и религиозным символизмом.
Во всем Западном мире, вплоть до начала 2000-х, главенствовала «теория пола» доктора Джона Мани, которая заключалась в том, что половая идентичность нейтральна при рождении, и формируется в раннем детстве, если у ребенка имеются соответствующие гениталии, и если он воспитывается, как человек, соответствующим этим гениталиям. Мало кто сопротивлялся из ученых этой теории, т.к. авторитет Мани был слишком велик.
Но с начала 2000-х опровергнуть эту теорию оказалось весьма легко. Ученые сделали ряд открытий:
1. Установлено, что определенный участок гипоталамуса, который различается по размеру у мужчин и женщин, у транссексуалов соответствует их «внутреннему» полу, а не биологическому;
2. У транссексуалов количество нейронов в мозге соответствует не биологическому, а психологическому полу;
3. Психологический пол, половая идентичность, формируется до того, как сформировался биологический пол зародыша во время беременности.
Из всего этого делаем вывод, что человек бессилен изменить то, что уже заложено. Однако, на протяжении сорока последних лет (по Западным меркам) психиатры называли транссексуальность умственной болезнью. Что абсолютно неприемлемо. На данный момент, мало что изменилось в психиатрической среде в отношении транссексуальности. Единственной страной, исключившей транссексуальность из списка умственных заболеваний, является Франция (принято в 2010г.).
В России лишь с недавних пор стала приоткрываться завеса тайн и недомолвок, связанных с данным феноменом. Этот феномен наблюдался еще в Царской России, об этом мы можем узнать из церковных книг, в которых предписывалось наказание за такие «прегрешения»: как ношение другой одежды, желания быть мужчиной или женщиной, коими не являешься в биологическом (физическом) смысле.
Тема транссексуализма в России до сих пор остается весьма закрытой, и почти совершенно неизученной. На данный момент в России по этой проблематике, исследования не ведутся. Есть исследования, касающиеся лишь хирургического аспекта.
В статье хотелось бы осветить действия, связанные с диагностированием транссексуализма в России, сравнить российский и западный подходы.
По официальным данным распространенности транссексуализма в мире, приводятся такие цифры: MtF – 1:30000, FtM – 1:100000. Но этим цифрам порядка тридцати лет, естественно они не актуальны. Транссексуалы США и многие ученые, занимающиеся этой проблемой, полагают, что эти цифры не соответствуют даже в малой мере реальности, по их приблизительным подсчетам распространенность MtF в современном американском обществе составляет 1:2500. И это только в США!
В России соотношение между MtF и FtM кардинально противоположно остальному миру. В нашей стране преобладают FtM. С чем это связано, гадают многие, но на данный момент каких-то официальных версий нет.
Первоочередное различие в диагностики России и Запада в подходе к синдрому «половой дисфории». В России остаются слабо разработанными клинические критерии разграничения транссексуализма и других нарушений половой идентичности, которые должны лежать в основе показаний и противопоказаний к смене паспортного пола, или различных видов его коррекции. У нас до сих пор, даже психотерапевты, путают гомосексуализм, трансвеститизм с транссексуализмом. В странах Запада же ведется хоть какое-то объяснение разницы, это связывают с большим количеством людей, у которых есть подобные проблемы.
Методы диагностирования, как у нас, так и за рубежом оставляют желать лучшего. Но если в других странах эти проблемы поднимают и пытаются решать, в России действуют дедовскими методами: проблему проще «замолчать», нежели трогать.
Американскими психиатрами и сексологами предпринята попытка сформулировать общие подходы к диагностике и терапии пациентов с расстройствами половой идентичности, в которых подчеркивается необходимость комплексного подхода к подобным пациентам — с обязательным участием не только психиатров и психологов, но и специалистов других медицинских дисциплин — эндокринологов, хирургов.
По данным диссертации Александра Карпова, проводившееся исследование о диагностике транссексуализма российскими специалистами, выявилось, что врачи, которых должен был посетить пациент, диагностирующийся на предмет транссексуализма, прежде чем подтверждать данный диагноз психиатром, не имел данного обследования. Пациенты данных направлений к врачам не получали. У них не был изучен ни гормональный профиль, ни хромосомный набор, не была сделана компьютерная томография, более того, большинство даже не наблюдались у эндокринолога, а так же гинекологов, урологов.
Таким образом, ни в качественном, ни в количественном аспекте применяемые методы обследования не обеспечивают надлежащее качество диагностики.
На данный момент, выработан минимум диагностического обследования, необходимый для обеспечения качественной диагностики транссексуализма. В него должны войти: 1) сексологический; 2) психиатрический; 3) психологический; 4) эндокринологический; 5) терапевтический: 6) урологический или гинекологический.
Данный минимум строго соблюдается лишь в трех клиниках России. Эти клиники находятся в Москве и Санкт-Петербурге.
Еще одним камнем преткновения, на пути к получению гармонии между телом и душой, является юридический вопрос. Методологически важным представляется разграничение показаний для смены паспортного пола и для гормональной и хирургической коррекции, т.к. последние являются чисто медицинской проблемой и устанавливаются у лиц только после смены паспортного пола. Юристы же предлагают сначала сменить пол, а уж потом социализироваться. Большинство транссексуалов сходят с дистанции именно на этом этапе. По велению медиков, человек должен проходить в своей психологической роли, минимум 2 года (в странах запада год), при этом в его паспорте будет указан пол соответствующий его психологическому, а не биологическому; он должен работать в соответствии с полом, жить, одеваться и т.д. По истечении этого срока начинается гормональная терапия, с последующей хирургической (по желанию пациента). Но правоохранительные органы препятствуют изменению паспортного пола, ссылаясь на неимения законов данного порядка. На западе эта проблема решается разными способами, человек волен сам выбирать, как ему социализироваться.
В России возраст, который позволяет начать трансформацию (движение к изменению пола) – 18 лет. А операции можно совершать с достижением психологического совершеннолетия – 21 года.
Во многих странах запада, студенты стараются изменить свой пол до окончания университета, колледжа, чтобы в дальнейшем не было проблем с изменением документов и устройством на работу.
У нас же это если и произойдет, то будет исключением из правил. Проблема так же заключается и в стоимости гормонотерапии и последующей операции. В Испанской Андалузии этот вопрос решен в пользу транссексуалов, операции проводятся за счет региона. В США этим вопросом порой занимаются страховые компании, но в основном все за счет самого пациента. В России, если и возможна операция за счет государства или оперирующего института, то не факт, что все пройдет удачно, т.к. это является скорее экспериментом. По официальным данным, лучшие операции для MtF проводятся в Таиланде. Они приемлемы как по цене, так и заметно лучше и безопаснее по качеству.
В связи с малоизученностью данного вопроса и особенностями ментального характера, в России еще долго будет спорным вопрос о нормальности и ненормальности транссексуализма.