Оригинал взят у в МУЖЧИНА VS. ЖЕНЩИНА: КТО УМНЕЕ ?

В комментариях к недавнему посту многие из вас спрашивали, насколько научно обоснованно говорить о различиях интеллекта мужчин и женщин, и если различия эти существуют, каковы они?

В мужской среде широко распространено мнение, что женщины во всем руководствуются не логикой, а скорее эмоциями. Действительно ли женские ХХ хромосомы противотанковыми ежами стоят на пути здравого смысла или всё это секситские происки гегемонной маскулинности?


Нередко приверженцы мужеского примата апеллируют к половому составу среди выдающихся личностей или в определенных профессиях. Действительно, доля женщин в физико-математической среде остается очень невысокой и прогрессивно снижается по мере усложнения задач. Немного женских имен приходит на ум, когда вспоминаешь и известных художников или хореографов. Однако существует мнение о том, что такой дисбаланс обусловлен социальными барьерами, а вовсе не бесталанностью слабого пола. Эта точка зрения стала набирать обороты по мере укрепления феминистского движения, а в некоторых западных странах стало уже неприличным упоминать не только о половых различиях в интеллектуальных дарованиях, а даже и о физических и функциональных особенностях мужчин и женщин. Во многих американских компаниях менеджмент обязуется любыми путями уравнивать соотношение мужчин и женщин в штатном составе, будь то даже традиционно мужские профессии, вроде геологоразведки…

То что среднестатистическая женщина и среднестатистический мужчина имеют заметные психологические отличия — совершенно очевидно, как очевидны и анатомо-физиологические половые отличия. В общем-то и то, и другое во многом определяется одними и теми же половыми гормонами, и различия программируются еще на внутриутробном этапе развития плода.

Психиатры, в частности, хорошо знакомы с тем фактом, что психические расстройства истерического и конверсионного круга значительно чаще формируются у женщин. Сам по себе термин «истерия» происходит от греческого слова hystera = матка (когда-то врачи на полном серьезе полагали, что подобные расстройства вызваны «бешенством» матки). Однако в наше время, по мере стирания многих гендерных различий социального поведения, такие расстройства стали всё чаще диагностироваться и у мужчин. Даже такое заболевание как нервная анорексия, которое еще недавно диагностировалось почти исключительно у девушек, сегодня, хоть и редко, но описывают у мужчин, особенно гомосексуалов. Т.о. по-прежнему очевидно, что эмоционально-волевая составляющая интеллекта у мужчин и женщин различаются, однако остается открытым вопрос: насколько эти различия врожденны и насколько приобретаются с воспитанием в рамках определенных гендерных и культурных стереотипов.

Только вчера столкнулся с характерной ситуацией:
Зашел на огонек к друзьям. Кроме меня на кухне собрались парень, его 25-летняя девушка и девчушка 9 лет. Неожиданно в окно влетел клоп, вроде тех, что портят вкус малины. Реакция обеих представительниц женского пола была идентичной: обе заверещали, как умеют делать только женщины, и, не сговариваясь, помчались прочь из кухни. Мы же с другом отреагировали на непрошеного гостя совершенно спокойно и даже не без интереса. Что в такой реакции врождено, а что приобретено?

Я не случайно отклонился от темы в сторону психологии. Дело в том, что многие интеллектуальные различия полов обусловлены именно неодинаковым психическим реагированием. К этому мы еще вернемся, а сейчас давайте посмотрим, что у нас на этот счет накопила строгая наука.

Наиболее серьезным и научно выверенным обзором на сегодняшний день является фундаментальный фолиант Sex Differences («Половые различия»), переработавший более 18 000 исследований. Здесь всё — и анатомия, и физиология, и социология, и, конечно же, интеллектуальные различия.


Информация о различиях мужчин и женщин собрана в убористые таблицы (справа) на 972 страницах.

Итак, сделаю небольшую выборку научных фактов:

ГОЛОВНОЙ МОЗГ

  • Объем, вес и размер головного мозга

Результат: Мозг мужчины больше и тяжелее женского. Это различие, хоть и снижается, но сохраняется даже с поправкой на то, что мужчины в целом крупнее женщин. Та же картина обнаруживается и у макак, а вот у крыс половой диморфизм здесь отсутствует.

  • Соотношение серого вещества мозга к белому

Суть: В общем и целом объем серого вещества, состоящего в основном из тел нервных клеток, коррелирует с IQ, хотя этот индекс и не столь определяющ, как пытается доказать Эркюль Пуаро.
Результат: Подавляющее большинство повторных исследований показывает, что соотношение серое вещество к белому у мужчин выше, чем у женщин.

  • Размер коры головного мозга

Суть: общий размер головного мозга совершенно необязательно коррелирует с интеллектом. Мозг состоит из очень разных структур, тогда как именно кора (неокортекс) отвечает за высшую нервную деятельность, т.е. за мышление и за психическое реагирование.
Результат: Во всех исследованиях кора головного мозга человека пропорционально больше у мужчин.

  • Специализация полушарий = функциональная латерализация

Суть: Характеризует независимую работу полушарий мозга при выполнении различных интеллектуальных заданий. Оценка производится обычно с помощью электроэнцефалографии и магнитно-резонансного сканирования.
Результат: Полушарная специализация (латерализация) у мужчин выражена сильнее. Это означает, что, во время выполнения интеллектуальных заданий, у мужчин левое полушарие включается активней правого при выполнении лингвистических заданий и наоборот — во время пространственного мышления. Эти особенности работы мужского мозга регистрируются во всех возрастах в подавляющем большинстве исследований.

  • Восприятие вкуса и запаха

Суть: Люди различают 5 основных вкусов: горький, кислый, сладкий, соленый и умами. Различия во вкусах еды обусловлены во многом не только задействованием вкусовых рецепторов, но и обоняния. Если у вас выключить нос, вы ни за что не отличите на вкус яблоко от чеснока.
Результат: Женщины намного более чувствительны к вкусам (под сомнением остается только соленое) во всех без исключения исследованиях. Что касается обоняния, то и здесь женщины реагируют быстрее и точнее. Интересно, что у некоторых других млекопитающих (например, у крыс) всё наоборот. Североамериканские исследование показывают также, что у женщин запахи намного значительнее влияют и на настроение.

ЭМОЦИИ

  • Чувство вины, стыда, смущения

Результат: Почти все исследования показывают, что, начиная с подросткового возраста,женщины испытывают более выраженные чувства вины и быстрее смущаются, чем мужчины.

  • Чувство эмпатии и сострадания

Результат: Исследование эмпатии у младших детей основывается, главным образом, на мнении их учителей и родителей. Среди детей не выявлено четких половых различий в способности сострадать или сопереживать окружающим. Что касается подростков и взрослых лиц, все исследователи единодушны: женщины более чувствительны к чужому горю и склонны примерять боль, неудачи и потери других людей на себя.

  • Эмоциональность в целом

Суть: следует различать аффект (внешнее внешнее проявление чувств и настроений) и собственно эмоции (внутренние переживания). В проанализированных исследованиях оценивалась аффективная составляющая. Например, с помощью электромиографии оценивалась реакция лицевой мускулатуры, отвечающей за мимику.
Результат: Во всех возрастах, начиная с ползункового лица женского пола значительно более склонны к более эмоциональному реагированию.

УМСТВЕННЫЕ (КОГНИТИВНЫЕ) СПОСОБНОСТИ

  • Общая академическая успеваемость

Суть: Общая оценка не отдифференцированна по предметам и не отвечает на вопрос, за счет чего достигаются более высокие отметки — умом или прилежанием.
Результат: В большинстве исследований продемонстрирована более высокая академическая успеваемость у школьниц и студенток, начиная с подросткового возраста.

  • Академическая успеваемость в условиях соревновательности

Суть: в условиях соревновательного стресса начинают работать ряд механизмов, дающих преимущество менее эмоциональным и более стрессоустойчивым учащимся.
Результат: Таких исследований не так много, но из имеющихся следует, что в условиях стресса с интеллектуальными задачами лучше справляются лица мужского пола.

  • Оценки по арифметике и математике

Результат: В подростковом возрасте более высокие оценки получают мальчики. Однако ряд исследований продемонстрировал, что при равном образовании оценки уравниваются и у более взрослых девушек становятся даже выше. Единственное исследование по информатике (computer science) не выявило различий в женских и мужских оценках.

  • Способности к объяснению/аргументации

Результат: Различия между полами не так велики, как принято думать в обывательской среде, но все же большинство исследователей отмечают более высокие reasoning abilities у мужчин.

  • Лингвистические способности

Суть: Речь идет о конструировании логической аргументации в языке и понимании сказанного, а также о способности к беглой речи, чтению, освоению иностранных языков и т.п.
Результат: Большинство исследований показывают, что мужчины здесь в целом уступают женщинам — они четче изъясняются и более грамотны в письме. Кроме того, большинство исследователей отмечают, что женская речь более бегла. В медицине общеизвестно, что среди лиц мужского пола чаще диагностируется дислексия. Что касается понимания сути сказанного или прочитанного, большинство научных работ не выявило половых различий. Однако, мужская речь более разнообразна (вокабуляр).


Исследование Rahman et al., 2003. Интересно рассмотреть лингвистические способности у лиц с различной сексуальной ориентацией. Здесь иллюстрируется сводный результат, где очки выставлялись по ряду лингвистических заданий (при этом была сделана поправка на IQ).

  • Пространственное мышление

Суть: Речь идет об умственных манипуляциях с объектами, способности видеть их под разными углами и в перспективе. Ставятся различные задачи с двух- и трехмерными объектами.
Результат: Мужчины значительно превосходят женщин в пространственном мышлении во всех возрастах.

  • Манипулирование абстрактными символами и числами (математическое мышление)

Суть: абстрактное мышление — новейшее достижение неокртекса, свойственное только высшим млекопитающим и особенно человеку; основная черта разума.
Результат: Согласно большинству исследований, мужчины демонстрируют более высокие способности во всех возрастах.

  • PIQ

Суть: Коэффициент интеллекта PIQ (performance IQ) ) оценивает ряд стандартизованных критериев, отличных от лингвистических/вербальных способностей (VIQ) и учитывает, главным образом, абстрактное и пространственное мышление. Этот показатель не меняется с возрастом и почти не зависит от образованности.
Результат: Мужчины значительно превосходят женщин.

ЭРУДИРОВАННОСТЬ / ОБРАЗОВАННОСТЬ

  • Знания в целом

Результат: оценивая знания и эрудированность в целом, исследователи отмечают превосходство мужчин над женщинами.

  • Некорректные знания (заблуждения)

Результат: половых различий не выявлено, хотя исследований проведено очень мало.

  • Знания по предметам

Результат: В общей популяции мужчины сильнее в знаниях о спорте, финансах и экономике, математике, компьютерах, биологии, физике, химии, истории, географии.
Женщины оказались сильнее в знаниях, касающихся медицины и здоровья. Исследователи не анализируют, чем обусловлены выявленные отличия — различиями в интеллектуальных способностях или эрудированностью, обусловленной более доступным и длительным образованием у определенного пола.

Вот такую «сухую» выборку сделал я из фолианта Sex Differences. Однако такие факты требуют объяснения.

Например, что касается академической успеваемости, европейские педагоги, начиная еще с XVII в., признавали, что девочки учатся лучше, чем мальчики, однако неудачи мальчишек приписывали плохим преподавателям, неправильным методам обучения или недостаточному прилежанию, а проще говоря — лености учеников, тогда как девочек просто объявляли неспособными. Современная психология исследует эти вопросы глубже и многие исследователи объясняют, например, отставание девочек по математике, физике и химии большей склонностью девочек и девушек к так называемой выученной беспомощности.

Что касается школьных отметок, многое здесь, конечно, определяется мотивацией и прилежанием. Многие великие люди в школьные и студенческие годы считались посредственностями или бездарями даже в тех предметах, в которых они в дальнейшем значительно опередии свое время и вывели человечество на новый виток развития. К таковм относились, например, Дарвин, Гегель, Гумбольдт, Наполеон, Вагнер, Верди, Шиллер, Свифт, Гейне и другие. Потому пора нам уже избавиться от диктата средних цифр и делать упор на индивидуальные способности учеников, независимо от их половой принадлежности.

Среди взрослых в группах самых одаренных людей (1 на 10 000 чел.) мужчин диспропорционально много. На более высоких ступенях образования гендерные различия становятся всё более заметными, и доля мужчин на каждой последующей ступени профессиональной лестницы возрастает, а доля женщин уменьшается. Почему? Наверное, врожденные интеллектуальные различия играют здесь не последнюю скрипку, но важны и другие факторы гендерно-социальной специализации. Выбирая будущую карьеру, высокоодаренные подростки взвешивают не столько свои способности, сколько их структуру. Согласно теории ожидаемой ценности , молодые люди склонны выбирать такую карьеру или образование, в которых, по их мнению, они смогут реально преуспеть. При этом молодежь руководствуется как своим личным опытом в данном предмете (объективным и субъективным), так и культурными стереотипами относительно трудности предмета и распределении соответствующих талантов по половому признаку (гендерные стереотипы).

Гендерные стереотипы, к слову, очень живучи. Так, в современной России большинство женщин работают, тем не менее в учебниках русского языка и математики для начальной школы работой заняты 71% упомянутых мужчин и только 39% женщин; «мужские» профессии упомянуты в 7 раз чаще «женских» (Котлова, Смирнова, 2001). Так что все это литературно-классическое наследие и в наши дни влияет на профессиональный выбор.

ВЫВОДЫ:

  1. Половые различия в интеллектуальных процессах, умственных способностях и склонностях несомненно существуют. Ярче всего он проявляются в пространственно-абстрактном (в пользу мужчин) и лингвистико-вербальных (в пользу женщин) способностях.
  2. Различия эти значительно меньше, чем принято думать в обывательской среде, и они обусловлены не только врожденными факторами, но и направленностью интересов, формирующейся в процессе социализации. Большую роль играют здесь гендерные стереотипы.
  3. Врожденные различия в интеллекте в целом и поведении в частности четко предсказываются эволюционной психологией. Вид Homo sapiens эволюционно преуспел в том числе благодаря гендернойму диморфизму интеллекта. Мужчины миллионы лет специализировались на исследовании территорий, охоте, физически затратной работе, защите территории и войнах, что и обусловило в конечном итоге эволюционную поляризацию интеллекта, требующую абстрактного и особенно пространственного мышления. Женщины больше нацелены на заботу о потомстве и на коммуникации с соплеменниками; на эти цели они тратят значительно больше сил, эмоций и времени.
  4. В пику оголтелому феминизму замечу, что ослабление гендерной поляризации, обусловленное техническим прогрессом, в общем и целом меня не особо радует, а искусственное притягивание всех женщин к мужским способностям и профессиям не только противоестественно, но и социально губительно. Однако, как я и сказал выше, диктат средних цифр не должен предубеждать нас против существования и самых одаренных женщин-математиков, физиков, химиков или художников, как и талантливейших мужчин-филологов, дизайнеров, поваров и модельеров; несмотря на среднестатистическую диспропорциональность тех или иных способностей по половому признаку в воспитании и обучении детей следует ориентироваться не на гендерные стереотипы, а исключительно на индивидуальные способности.

Добавить комментарий