Оригинал взят у в Бардаши — третий пол у индейцев

Оригинал взят у в Бардаши — третий пол у индейцев


Во время путешествий по Северной Америке в середине XVII века французские миссионеры и исследователи заметили среди аборигенов мужчин, которые исполняли роль женщин и носили женскую одежду (транссексуалы), в качестве своих сексуальных партнеров избирая мужчин.
По отношению к этим мужчинам, а также женщинам, которые носили мужское платье, принимали участие в охоте, военных битвах и других занятиях, расценивающихся их культурой как мужские, было применено французское слово berdache (мужчина-гомосексуалист).

В 1530 году испанский исследователь Кабеза де Вака впервые сделал запись в своем дневнике об этом явлении.
Позже, по многочисленным сообщениям 17-го века испанских конкистадоров, католических миссионеров, французских торговцев пушниной и британских колонистов было подтверждено это же явление во множестве племен. Антропологи позже документально обозначили это явление как "третий пол", обнаружив аналогичный статус у не менее 120 других североамериканских племен и во многих других культурах во всем мире.

Считается, что явление бардашей было широко распространено в Америке, представлено в каждом крупном племени от ирокезов на северо-востоке и вдоль всего восточного побережья до племен пима, навахо, иллинойс, арапахо и мохаве на Великих Равнинах; в племенах яки и сапотеков в Мексике, в нескольких южноамериканских племенах и среди эскимосов Аляски.

Португальский первопроходец Педру ди Магалхалиш ди Гуандаву, обнаружив во время своего путешествия по северо-западу Бразилии в 1576 году племя женщин-воинов, отмечал: "Они носят мужскую прическу, ходят на войну с луком и стрелами, охотятся за дичью… у каждой из них есть женщина, которая ей служит и называется ее женой".
Ди Гуандаву назвал реку, протекающую через эту территорию, в честь женщин-воительниц из греческой мифологии Амазонкой.
Американский антрополог Рут Андерхилл уже в 1930 годы описала положение бардашей в племени папаго.
Они были названы европейцами бардаши или бердах, бердаче, berdache "от персидского" bardaj ", изначально уничижительный термин, означающий пассивного гомосексуального партнера, "мальчика для утех".
Тем не менее, индейские berdache очень сильно отличаются от европейского значения" berdaj ", "еретика-содомита", как записано об этом крестоносцами во время вторжения в Персию в средние века.

Вместо этого, в американской культуре, этот термин охватывают понятие противоположной гендерной идентичности, отличной от своего анатомического пола без каких-либо подразумеваемых сексуальных предпочтений.

Они рассматривались местными племенами, как имеющие почти священный статус.
Индейской духовная философия не только принимает статус "третьего пола", но почти поощряет его.
За редким исключением некоторых из наиболее воинственных племен, таких как Apache и Comanche, бардаши комфортно существуют почти в каждом племени североамериканских индейцев, особенно на Среднем Западе, Великой Равнине и Юго-Западе.
Европейцы определяли бардашей как "содомитов, склонных к мерзостям", "предающихся самым низким страстям".
Они были шокированы, узнав, что транссексуальное и гомосексуальное поведение не только считалось допустимым среди индейцев, но и в некоторых индейских племенах бардаши были уважаемы и даже почитаемы.
В отдельных племенах американских индейцев бардаши полностью усваивали стиль одежды, манеры и роль в обществе противоположного пола.
В этих обществах мужчины-бардаши выполняли "женские" домашние обязанности, такие как приготовление пищи, забота об одежде и хорошем состоянии орудий труда, занятие сельским хозяйством.
Женщины-бардаши делали оружие и охотились.
В других племенах бардаши одевались и вели себя в соответствии со своим биологическим полом, беря на себя только социальную роль противоположного пола.
Каждый бардаш в племени Кроу жил в собственной палатке.
Исключение составляли те из них, которых кто-то из воинов брал себе в жёны.
Но если в Вороньем Племени к трансвеститам относились достаточно спокойно, то Лакоты непременно призывали своих детей к бдительности.

Так, Железная Раковина рассказывал: “Мой отец внушал мне, как вести себя до женитьбы. В числе прочих наставлений было и указание не сближаться с уинкте. Уинкте — это мужчина, которому видение велело вести женский образ жизни, чтобы прожить долго. Такое видение приходит к нему в детстве, но в женское платье он облачается, когда достигает мужского возраста. И тогда он начинает выполнять женскую работу и вообще жить по-женски. Эти люди — хорошие шаманы и называют друг друга сёстрами. У каждого есть своя палатка, которую им ставят родители сразу после того, как уинкте вступили в первую половую связь с мужчиной. Мы считаем, что если мужчина пойдёт к уинкте и будет делать с ним то, что надо делать с женщиной, то на него падёт несчастье.” (Life and Customs of a Warrior Society)
В отличие от американцев европейского происхождения, половая или сексуальная дискриминация не угрожали индейцам.
Бардаши-мужчины, в частности, часто становились целителями, хирургами, адвокатами, врачами, священниками, колдунами и знахарями.
Они рассматривались как своего рода "святые".
Berdache-мужчина может стать одной из нескольких жен индейских воинов, а генетические женщины, могут стать "мужчинами", показав себя умелыми охотниками и отважными воинами.
Они зовутся winktes в Лакота Сиу, Nadle в племен навахо, Shamans в Мохаве и Mahu в полинезийской культуры Таити.

Общим (но не универсальным), характерным для berdaches было то, что они, как считалось, обладают сверхъестественными способностями и могли действовать от имени и с «благословения» духов.
Считалось, что они могли быть посредниками между психическим и физическим, поскольку обладали мистическим видением обоих полов (так называемое "двойное зрение" у некоторых племен), то есть, быть прорпками и провидцами.

Это было связано как с их промежуточным положением в обществе, так и с убеждением, что духи имели веские основания, чтобы создать личность настолько уникальную в обществе.

Они часто консультировали племенных старейшин и вождей, как обладатели своего рода «универсальных знаний" и особых связей с "Великим Духом".

Из-за своей особой связи с богами и духами мужчины-бардаши часто являлись шаманами племени или знахарями.
Исполняя роли священника и врача, шаман помогал больным и руководил исполнением религиозных обрядов, совершаемых ради успеха в охоте и на войне; также считалось, что он обладал даром ясновидения и способностью видеть вещие сны. Это часто встречалось у Mohaves, Klamat, Jurok, California и других индейских племен.

Berdaches занимали роли и не связанныe с шаманизмом.

Бардаши племени Навахо (nadle) отвечают за ритуалы приготовления пищи в церемониальных мероприятиях.
В других племенах и традициях berdache принимали участие в благословении, проведении ритуалов захоронения, и обрядов подготовки мужчин к охоте.
Было принято считать, что участие в ритуалах berdache обеспечит племя удачей и защитой.
Мужчины-бардаши были уважаемы не только как обладатели сверхъестественных способностей, но и как превосходные мастера, известные своими исключительными умениями ткать и делать глиняную посуду.

Их промежуточнoe положение позволило бардашам становиться посредниками в спорах между полами, помогать разрешать супружеские конфликты или содействовать романам.
Бардаши были свободны от ритуальных ограничений, связанных с менструацией, беременностью, или кормлением грудью.
Бардаши становились родителями для детей-сирот или детей из многодетных семей.

Их нельзя считать гомосескуалистами в европейском понимании этого слова.
Хотя в некоторых сообществах к бардашам относились так, как будто они действительно являлись людьми противоположного пола (например, мужчинам-бардашам приписывался статус женщин, и при исполнении ритуалов и табу в них видели женщин), в большинстве племен они идентифицировались как люди третьего пола — не мужчины и не женщины.
По этой причине феномен бардашей был назван примером трансгендерной сексуальности (транс- в данном случае — "по ту сторону").

Среди этих народов не считалось, что мужчина, состоящий в интимных отношениях с бардашом, имел половые отношения с другим мужчиной.
Хотя биологически бардаш являлся мужчиной, он, тем не менее, отличался от мужчины, с ним мужчинам дозволялось вступать в интимные отношения.
Женщины-бардаши, согласно историческим исследованиям, иногда имели "жен" или постоянных сожительниц.
Бардаши не вступали в половые отношения с другими бардашами, существовало табу на подобные связи, которые рассматривались как форма инцеста.

Бардаши могли быть или не быть гомосексуалистами, то есть могли выбирать себе партнеров одного с ними биологического пола, но это не было исключительным правилом, и описаны вариации этого явления в отдельных индейских общинах.

Некоторые бардаши вступали в половые отношения и с женщинами, и с мужчинами, а некоторые вступали в гетеросексуальные союзы.
Кто-то из них не принимал на себя роли бардаша до достижения зрелого возраста, а некоторые отказывались от этой роли спустя несколько лет после ее принятия.
Часть бардашей не вступала в брак; кто-то из них одевался в соответствии с ролью бардаша, получая соответствующий статус и особые условия существования, но сексуальным поведением они напоминали гетеросексуалов.

Это связано с отличным от европейского восприянием гендера коренным населением Америки.

Нужно отметить, что концепция "транссексуал" является западной и основана на понятии, что есть два "противоположных" пола с различными, культурно утвержденными характеристиками.
Надстройка жесткой дихотомии парных противоположностей мало позволяет проявлять терпимость к культурным и гендерным вариациям.
Разные культуры не одинаковым образом относятся к гениталиям: некоторые, такие как навахо, рассматривают все виды половых органов как двойственные.
Как пишет исследовательница традиций дене-навахо Каролайн Эппл, все половые органы, «и женские и мужские, нераздельны, но различимы.
Головка члена есть маленькая вагина, а вульва – это маленький член. Так считают навахо»
В соответствии с традициями индейцев, племени зуньи, к примеру, детей не называют "девочка" или "мальчик" примерно до пяти лет.
До этого возраста они просто называются "cha’le" или ребенок.

Есть одна характерная особенность у Кроу, о которой стоит упомянуть. Это так называемые berdeches, иначе говоря мужчина-женщина ( не гермофрадиты в европейском понимании).

Большинство цивилизованных народов признаёт два проявления половой принадлежности — мужчины и женщины, но Кроу выделяют третий вид пола — нейтральный, если так можно выразиться.
Это никак не проявляется внешне в физиологическом смысле, но определяется поведением ребёнка.
Время от времени какой-нибудь мальчик в возрасте 10-12 лет вдруг прекращает играть с мальчиками и всё больше вращается в женском обществе…
Если его девичьи привычки к 12-14 годам делаются устойчивыми, то родители подносят ему женское платье.
С этого момента вся его жизнь должна быть посвящена женской работе.
И мужчины и женщины обращаются к нему отныне как к настоящей женщине. Родители, конечно, сожалеют о таком повороте. В деревне Кроу обычно встречается пять-шесть таких персон.” (Denig “Five Indian Tribes of the Upper Missouri”)

Для индейцев люди "двух душ" были уважаемыми членами общества, для европейцев они были уродами, выродками, извращенцами и грешниками.
Определение «Два Духа», данное племенем навахо (Navaho), применяется как к биологическим гермафродитам, так и к тем, чей биологический пол разошелся с социальным самоопределением. «Двудушный», рожденный с мужскими половыми признаками, будет определен как лицо мужского пола при рождении, но, с течением времени, при проявлении склонностей и предпочтений, может перейти в женскую идентичность.
В то время как американцы определяют только два гендера (гермафродиты определяются как разновидность мужского и женского пола), система навахо позволяет выделить пять:

1 )мужчину по полу и гендерной идентичности;
2) женщину по полу и гендерной идентичности;
3)«двудушного» женщину/мужчину по гендеру; гермафродита по биологическому полу;
4) мужчину по биологическому полу, «двудушного» женщину/мужчину по гендеру;
5) женщину по биологическому полу, «двудушную» женщину/мужчину по гендеру.

В отличие от европейской половой предопределенности, у индейцев гендер не предписан.
Он – «всеобъемлющее восприятие» человеком самого себя, включающее «базовое представление человека о самом себе как о мальчике или девочке, мужчине или женщине, руководствующееся личными представлениями и индивидуальным принятием норм мужского/женского данного общества» .

Человек — существо, по сути, самоопределяющееся – «единственный способ определить чью-то гендерную идентичность – спросить».

Мифология американских индейцев включает в себя истории о происхождении бардашей, положенные в основу тех ролей, которые они играли в индейской культуре.
В космогоническом мифе племени навахо Первая Женщина и Первый Мужчина жили трудно и несчастливо до тех пор, пока два близнеца, Юноша Бирюза и Девушка Белая Раковина — первые бардаши — не научили их заниматься сельским хозяйством, делать глиняную посуду, плести корзины и пользоваться каменным топором и мотыгой (в племени навахо бардаши назывались словом nadle, которое переводилось как "тот, кто преображен").

Другие мифы описывают превращение обычных мужчин и женщин в бардашей при сверхъестественном вмешательстве животных и духов.
У некоторых индейских народов есть мифы о людях и племенах, наказанных за попытку помешать "превращению".
В мифе манданов, когда воин пытается заставить бардашей из своего племени отказаться от традиционной одежды и роли в обществе, разгневанные духи наказывают племя и многие люди умирают.
Индейцы племени папаго считали, что дети становятся бардашами, увидев сверхъестественные сны.
В своих записях 1930-х годов Андерхилл описывала, как родители, заметившие в сыне склонность к выполнению женских занятий, проверяли, обладает ли он качествами бардаша.
Положив в заросли кустов мужской лук и стрелы и женскую корзину, они приказывали мальчику войти в заросли, а потом поджигали кусты и смотрели, что он понесет с собой, когда побежит из огня.
Если мальчик брал с собой корзину — он объявлялся бардашом.
О подобном ритуале поджигания кустов сообщал и журналист, побывавший у калифорнийских индейцев в 1871 году.
Когда-то амазонки были самыми выдающимися воинами и охотниками племени.
Об амазонке 19-го века, известной только как Женщина — Вождь племени индейцев Кроу в верховьях Миссури, писали, что "ее образ жизни наряду со смелыми подвигами вознесли ее на вершину почета и уважения…
Индейцы гордились ею и пели для нее хвалебные песни, слагаемые после каждого ее бесстрашного поступка.
Когда созывался совет всех вождей и воинов племени, она занимала свое место среди них, считаясь третьим по рангу человеком среди 160 присутствующих".
Обладая привилегией верховных вождей, выдающаяся амазонка имела не одну, а три жены.

Как гомосексуальность древних греков может быть понятна лишь в контексте их культуры, так и феномен бардашей должен быть рассмотрен в свете культуры этих древних народов.

Две вещи здесь являются особенно важными.
Во-первых, взгляды на сексуальность были мягкими и свободными.
Коренные народы Америки видели в сексуальности дар мира духов, удовольствие, которое ценили и которым наслаждались в рамках и вне рамок брачных отношений и репродуктивных задач.
Сексуальные игры между детьми и подростками были не только не запрещены, но даже поощрялись, и гомосексуальные связи между девушками и юношами рассматривались почти как закономерное явление, хотя и ожидалось, что большинство из них с возрастом прекратят эти отношения.
Во-вторых, положение женщины у этих народов было гораздо свободнее по сравнению с их европейскими современницами.
Женские роли были так же значимы, как и мужские, хотя и отличались от них.
Женщины принимали участие в выборах вождей и нередко численно превосходили мужчин на советах племени.
Племена часто склонялись к матриархату, и члены племени прослеживали свою генеалогию в большей степени по родовому древу матери, чем отца.
Поскольку эти народы придавали равное значение женским и мужским ролям и в сексуальности видели мир духов, они спокойно воспринимали расхождение в проявлениях сексуальности.

Подобное восприятие было свойственно не всем индейским племенам.
В отличие от других коренных народов, у ацтеков были законы, карающие гомосексуальные связи.
Наравне с адюльтером и кровосмесительной связью гомосексуализм считался тяжким преступлением, наказуемым смертью.
Этот беспощадный народ подчинил большую часть территории современной Мексики, упрочнив свою власть ритуальными убийствами представителей покоренных племен.

В отличие от индейцев Северной Америки, общество ацтеков было воинственным и патриархальным, уничижавшим социальную роль женщины.
Существует предположение, что законы ацтеков против гомосексуализма были попыткой лишить завоеванные племена почитаемых традиционных лидеров — шаманов-бардашей.
Прибытие колонизаторов в XV веке стало началом катастрофы и истребления коренных народов Нового Света.
Испанцы пытались управлять индейскими племенами на юге, тогда как англичане и французы просто вытеснили индейцев севера к западу.
Тот факт, что большая часть северных племен была переселена, но не уничтожена, возможно, объясняет то, что традиции бардашей у этих индейцев просуществовали достаточно долго и могли быть описаны исследователями и антропологами XIX и XX веков.
В центральной части Америки, однако, испанские завоеватели казнили индейцев-бардашей на костре с тем же пылом, который проявляла инквизиция, сжигая "содомитов" в Испании.

"Содомия" служила стандартным оправданием лишения индейцев их земель и богатств и, кроме того, рассматривалась как причина заболеваний, в короткий срок унесших жизни почти 90% населения коренных народов.

В гибели миллионов индейцев от кори, гриппа, оспы — эпидемий, занесенных европейцами, — видели божью кару за грех содомии, что было ужасным предвестием взглядов, распространившихся после начала эпидемии СПИДа.

Александр Генри писал в 1806 году: “Мне сообщили, что Кроу необычайно тяготеют к неестественным страстям и позволяют себе удовлетворять свою похоть с лошадьми и даже с только что убитыми дикими животными”.

Отец Де Смет оставил в своих письмах упоминание об одном воине Кроу, который облачился однажды в женское платье и с тех пор придерживался женского образа жизни.
Большая часть коренных народов Америки с пониманием относилась к различным проявлениям человеческой сексуальности.
У американской культуры мохавки четыре гендера — мужчинам и женщинам позволено переходить из гендера в гендер с тщательно разграниченными ролями.
Так, мальчик, который отдаёт предпочтение женскому типу поведения, при наступлении половой зрелости подвергнется инициации и станет «алиха» (aliha).
С этого момента он получает женское имя, красит лицо как женщина, исполняет женские роли и выходит замуж за мужчину.
После свадьбы он ежемесячно делает надрез на верхней части бедра, чтобы обозначить «свой» менструальный период.
Алиха даже обучают тому, как «родить» ребёнка.
Время от времени алиха симулирует беременность, а когда приближается время родов, начинает пить вызывающий запор настой, чтобы испытать боли как при настоящих схватках. Конечно, в действительности у алиха никто не рождается. Но вопросов это не вызывает, поскольку у мохавков похороны мёртворождённого младенца — сугубая обязанность матери.
Меняют свой гендер и женщины мохавков и становятся «хваме». Они, как и мужчины, занимаются охотой, сельским хозяйством, выполняют функции отца по отношению к детям, но при этом не допускаются на ведущие политические позиции.

В большинстве своём случаи половой неопределённости развиваются в направлении «от мужчины к женщине», но и обратное вовсе не рассматривается как что-то исключительное.
В культурах, которые постулировали равенство мужчин и женщин, чувствовали связь со сверхъестественным и с уважением относились к его проявлениям в реальном мире, бардашей ценили как людей, выполняющих роль, которую не могли выполнить ни женщина, ни мужчина.
Что очень важно, у всех этих народов подобные половые инверсии вовсе не считаются признаком девиантного поведения. Тот факт, что биологический пол человека не соответствует выбранной им роли в обществе, его культурному полу, ни в коей мере не делает его изгоем, более того — в некоторых культурах социальный статус таких людей очень высок. Подобные модели организации социальной жизни позволяют говорить о том, что «пол», «половая идентичность» и «половые практики» нередко не имеют между собой никакой связи.

Виньянктека:
человек с двумя душами

Я — Сихасапа (Лакота), принадлежу к племени блэкфутов (“черноногих”). Наше племя — одно их семи племен, входящих в состав народа Сиу.
Древнее лакотское слово “Виньянктека», в наше время сокращенное до «винкте», означает человека с двумя душами или более узкое значение — «быть, как женщина». (Я буду использовать слово «винкте» как синоним слова «гендеркроссер») Я – Вакан; для моего народа я представляюсь мифическим существом, я — лицо духа. Мои деды говорили мне об этом. Я выросла из земли своих предков, и мой дух возносится в «страну над соснами». Антропологи называют меня бердачом, но это неправильно. Это слово проделало большой путь из Аравии и означает «мальчик для утех», я же таковым не являюсь. Западное медицинское сообщество называет меня «транссексуал», но это также не абсолютная правда. Я – винкте – гендеркроссер. Мой народ считает меня многомерной, и мне не нужно бороться за место в моем обществе, чтобы быть принятой. У меня уже есть место, очень особое, мистическое место. В моей культуре я воплощаю целительную силу, мост через глубокую попасть, которая разделяет людей – гендер.
Я была вызвана видением «Аног Ите» («Женщины с двумя лицами») из чрева, чтобы быть такой, какая я есть. Она предложила мне выбор. Лакотские божества никогда не приказывают. Мое гендерное превращение было вызвано духами. Она (Аног Ите) наделила меня сверхъестественными способностями. Один из наших «Викаса Вакан» или медиков, Джон Лейм Дир, пишет в своей книге «Лейм Дир, искатель видений»: «Винкте» — это мужчины, которые одеваются, как женщины, выглядят как женщины и ведут себя как женщины. Они ведут себя так по своему собственному выбору или в покорности сновидению. Они не такие, как другие люди. «Вакан Танка», Великий дух, сделал их «винкте», и мы принимаем их такими. Для нас человек – это то, каким он родился или каким его сделали сны. Мы принимаем его таким, каким он хочет быть. Это зависит от него самого. В нашем племени мы идем к «винкте», чтобы она дала тайное имя новорожденному. Они имеют дар предсказания, и тайное имя, которое «винкте» дают младенцу, обладает особой силой. В былые времена отец за наречение своего ребенка дарил винкте хорошую лошадь.» Если природа с одной стороны отягощает жизнь человека, то с другой – дает ему некий дар, который очень ценится соплеменниками. Аног Ите поставила мои ноги по обеим сторонам линии, и я могу читать в сердцах и мужчин и женщин. Мы охотники и домохозяйки, мы готовим и выполняем тяжелую работу. Я выбрала путь, по которому иду. В лакотском языке нет специального произношения для детей, ребенок – просто ребенок до четырех-пяти лет, пока он не покажет, кто он на самом деле.
Мой народ всегда относился к винкте с благоговением и почтением; пока не пришли белые люди, нас было много. Но наше число сократилось, и мы начали скрывать свои особенности, после того как наши религиозные системы были разрушены европейцами. Из-за столкновения с белыми и осмеяния мы все потеряли. Из-за огромной разницы между европейским обществом и обществом коренных американцев в восприятии гендерных ролей, мы должны спросить себя, что мы потеряли. Возможно, интерпретация коренных американцев позволяет нам увидеть больше, чем западный подход. Будучи лакота, я воспринимала себя, как нечто драгоценное и достойное уважения, и это знание позволяло мне раскрыться полностью, иметь полноценную самоидентификацию, быть самобытной и самодостаточной и достичь желанных целей, что необходимо для развития любой взрослой личности.
Мы шаманы. Нас призывают, чтобы дать тайное имя младенцу, которое дарует ему долгую жизнь и приведет к славе. Великие вожди Сидящий Бык, Черный Лось и Бешеный Конь имели тайные имена, данные винкте, которые знали лишь несколько человек. Эти имена зачастую очень «сексуальны», даже забавны и очень неприличны. Вы никогда не позволите незнакомцу узнать свое тайное имя, боясь быть осмеянным.
Мы (винкте) часто имели отношение к военным действиям. С нами консультировались по поводу ведения битв. Мы лечили раненых, доставляли в лагерь скальпы и хранили их. Кроме того, мы исполняли Танец Победы, чтобы воины возвращались домой. На некоторых Советах племен не принимаются решения без совета винкте. Мы также принимали участие в похоронах. Существуют травы и методы лечения, известные только винкте. Наиболее сакральная из наших церемоний – Танец Солнца – не может начаться, пока мы не выберем и не установим нужные столбы. Но более показателен тот факт, что существовало верование, согласно которому наши силы могут воздействовать на окружающих вопреки нашей воле. Процветание и даже само существование некоторых племен зависело от их винкте. Один из важных аспектов, который выделял винкте среди других членов племени – это выбор занятий противоположного пола. Это ключевой момент, почему белые не воспринимали винкте, ибо женские занятия и поведение вызывали пренебрежение. Выход за рамки этого восприятия требует от личности больших душевных усилий; это могут лишь те, кто позволяют себе смотреть глазами духа… тогда они могут нас увидеть.

Недостаток западного общества за отсутствием винкте — это связывание любого социального института с определенной гендерной ролью. Помимо утраты полной реализации каждого индивида, общество лишается также «духа винкте-помощника», который играет связующую роль между четко разделенными позициями мужчины и женщины. Следовательно, возникает вопрос, могут ли сейчас мужчина и женщина достичь взаимопонимания и самодостаточности, когда люди, выходящие за рамки своего пола, презираются и даже преследуются обществом. Страх быть ассоциированным с этими девиантными формами поведения стоит перед каждым мужчиной и каждой женщиной, которые стремятся к психической интеграции, вне зависимости от их эмоциональной и сексуальной ориентации. Таким образом, общество, в котором гендерное разделение минимизировано, выглядит выигрышнее по сравнению с обществом, где ему придается большое значение, что ведет к дискриминации и навязыванию поведения. Следовательно, существование винкте вело к социальной стабильности. Западные представления о гендерных ролях не столь гибкие как у «ойте иксе» (коренных жителей). В отличие от проявлений гомофобии, свойственной западному обществу, в обществе коренных американцев никогда не наблюдалось ненависти и вспышек насилия по отношению к винкте. Тем не менее, сейчас западным обществом признается, что это разделение на мужчин и женщин обусловлено биологическими, а не социальными различиями. Быть биологическим мужчиной и вести себя как мужчина – совсем не одно и то же. Институт винкте не пропагандирует стирания границ между полами, он скорее способствует самовыражению каждой личности с точки зрения прегендерной идеологии, мы представляем собой полноту и трансцендентную солидарность личностей до деления на мужчин и женщин. Превращение винкте не было и не является отказом от гендерной роли, навязанной биологически в сторону противоположной, а попытка сблизить социальный и физиологический статус к потребностям личности, чтобы играть роль, наиболее органичную конкретному человеку вне зависимости от социальных рамок. До тех пор, пока наше восприятие будет фильтроваться на основе дуализма гендерной идеологии, основанной на биологическом поле, винкте как таковые не смогут быть восприняты адекватно. Это и привело к появлению феномена «третьего пола». Исходя из дуальной гендерной перспективы, винкте могут только подражать желаемой роли, «настоящему» гендеру, а подражание по сути своей неполноценно и притворно. Поведение, несоответствующее биологическому полу (например, кроссдрессинг), является исключением из правил. Но сравнение MtF-винкте с женщинами чаще всего свидетельствует об отношении (чаще пренебрежительном) к женщинам вообще. В свете «открытия» третьего пола все общественные позиции должны быть пересмотрены. Каждый может быть воспринят обществом, где индивидуальность и сообщество «нечетны».
В нашей работе мы должны помнить: важнейшей целью, которой мы должны достичь с нашими клиентами, является достижение ими чувства полноценности и внутренней солидарности. Фактически, к этому чувству стремятся все люди. Только через наше понимание того, что феномен винкте выходит за рамки гендерных ролей, что он не зависит от культурных и социальных категорий, мы можем определить место этих людей даже вне зависимости от их биологического пола. Многими путями — социальными, законными, психологическими и, как не странно, физиологическими — западная традиция объясняет этот феномен, игнорируя тем не менее их индивидуальную мотивацию и навязывая им категории, к которым они не принадлежат.
Такая половая диверсификация всегда считалась признаком низкого социального развития. Фактически реакция Викторианской Америки, как и испанцев до этого, на сексуальность коренных народов такая же, как и в наши дни; это затрагивает каждого из нас, так как эта система противоречит нашим основным верованиям. Соответственно подвергнуть ценности коренного населения западному анализу представляется невозможным без искажения обеих систем. Ключевым моментом в восприятии винкте является подход, предполагающий понимание причин выбора личности.
С признанием роли «третьего пола» проблема транссексуализма и гендеркроссерства становится явной. Например, мужчина, который становится женщиной, воспринимается обществом как женщина. Но при глубоком понимании позиции винкте, становится необходимым признать их индивидуальную, особую роль. Общество только выиграет от принятия трех полов вместо двух. Такое принятие ведет к геометрическому увеличению возможностей самореализации каждого индивида. Существование гендерной роли винкте является поразительным социальным открытием.

По материалам:
http://cometogetherarticles.yolasite.com/the-berdache-spirit.php
http://hubpages.com/hub/Native-American-Berdache-Tradition
http://cometogetherarticles.yolasite.com/the-berdache-spirit.php
http://ts-mysli.narod.ru/winkte.html
http://en.wikipedia.org/wiki/Two-Spirit_Identity_Theory
http://en.wikipedia.org/wiki/Two-spirit
http://www.labrys.ru/node/4421
http://crow-indians.narod.ru/societies/3.htm
http://www.firstpeople.us/articles/berdache-two-spirit/We-Wa-a-Zuni-berdache-weaving-b.html
http://www.zhibit.org/keithfrutiger/passage/the-berdache

Добавить комментарий