Статья Дмитрия Исаева, заведующего кафедрой клинической психологии факультета клинической психологии Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии.

Транссексуалы не могут принять и признать свою биологическую принадлежность, отвергают свою телесную оболочку, испытывают сильное желание жить и восприниматься окружающими как лицо другого пола. Именно ради этого они стремятся сменить пол. Важно подчеркнуть, что стойкое осознание своей принадлежности к противоположному полу происходит несмотря на правильное физическое развитие, наличие вторичных половых признаков, соответствующих биологическому полу, и практически не зависит от характера воспитания.

Хорошо известно, что таких людей не много, но благодаря средствам массовой информации сейчас о них знают очень многие. В Великобритании среди лиц старше 15 лет неприятие своего пола встречается у 8 человек на 100 тыс. населения, при преобладании мужчин в соотношении 4:1. Считается, что в Британии проживает 30000 транссексуалов. В Голландии один транссексуал приходится на 11900 мужчин и на 30400 женщин. В России не существует официальной статистики распространенности транссексуалов. Между тем, в некоторых публикациях можно встретить утверждение, что по данным Минздрава, из каждых 50 – 60 тысяч россиян один рождается транссексуалом. Простейший расчет показывает, что согласно подобной статистике, в нашей стране на сегодняшний день насчитывается примерно 2,5 – 3 тысячи транссексуалов. Опубликованное недавно исследование констатирует, что обращаемость в ведущие учреждения Москвы, оказывающие помощь лицам с трансгендеризмом, составляет в среднем 31,6 мужчин и 30,8 женщин в год, но лишь чуть больше 60% признается транссексуалами. Опираясь на эти цифры можно предполагать, что в России делается не более 100-150 операций по смене пола в год, в то время как в США ежегодно их делается несколько тысяч.

Принято считать, что транссексуальность является врожденным аномальным состоянием личности, формирующимся еще до рождения ребенка в результате нарушения половой дифференцировки головного мозга. Предельно упрощая картину происходящего, можно сказать, что в результате этого рождается мальчик с «женским» мозгом или девочка — с «мужским». Это приводит к появлению интересов, личностных особенностей и качеств, которые обычно свойственны представителям другого пола. С раннего возраста транссексуальные лица обнаруживают психологическая близость к лицам противоположного пола и неготовность мирится с воспитательными воздействиями, которые направлены на привитие «правильного» гендерного поведения.

«Неожиданные» телесные изменения подросткового возраста, сочетающиеся с пробуждением чувственных желаний и невозможностью вписать поведенческие модели и личностные качества в выработанную к этому времени нормативную систему ценностей, становятся пусковым механизмом кризиса идентичности.

Неготовность идти наперекор существующим социальным представлениям о «нормативности» в рамках биполярной (мужское-женское) гендерной схемы заставляет их признать свою сущность как противоположную биологическому полу и, в соответствие с этим, выстраивать образ «Я», развивать качества, которые этому представлению соответствуют, демонстрировать согласующееся с этим поведение, одновременно дистанцируясь от любых аспектов своего пола.

Для лиц с транссексуальными установками характерным является отвержение и непринятие «телесной оболочки», которая входит в противоречие с целым рядом психологических качеств и, по их мнению, оказывается препятствием на пути самореализации. Как результат, образ телесного «Я» наделяется ответственностью за негативные события жизненной истории. Происходит постепенное формулирование и обоснование мысли о желательности, а затем и необходимости половой метаморфозы. Появляется осознанная установки на изменение пола и разрабатывается система доказательств, формируется сверхценное стремление добиться разрешения на смену пола.

Согласно существующим законам и требованиям Минздрава диагноз транссексуальности устанавливается лишь у лиц, достигших половой и социальной зрелости. Обязательным условием является отсутствие симптомов психического заболевания и врожденных аномалий развития половых органов. Одного желания сменить пол не достаточно для получения направления на операцию и замену паспорта. Нередко те, кто обращается с подобными желаниями, скорее нуждаются в психотерапевтической или психиатрической помощи. Как показывает практика, из всех обращающихся к специалистам с желанием поменять пол, диагноз «транссексуализм» и рекомендация паспортной и хирургической смены пола может быть дана примерно 50% лиц. Поэтому цель углубленного психологического, психиатрического и сексологического обследования заключается в исключении патологии и подтверждении показаний для коррекции телесного пола.

Критерии транссексуальности:

  • наличие неизменной убежденности в принадлежности к другому полу с отказом от поведения и одежды своего пола;
  • активное проявление поведения, характерологических особенностей другого пола;
  • неприятие и даже отвращение к своим половым органам и вторичным половым признакам, стремление избавиться от них или скрыть их от окружающих;
  • появление указанных особенностей в дошкольном возрасте или до наступления периода полового созревания;
  • постоянное желание добиться смены пола и получить признание со стороны окружающих в качестве лица/представителя противоположного пола.

Несмотря на существующую убежденность, нет никакой связи между транссексуальностью и направленностью сексуального влечения. Гендерная идентичность формируется задолго до пробуждения эротических чувств. Основу переживаний транссексуала составляет не влечение к кому-либо полу, а категорическое отвержение своей телесной оболочки и непринятие гендерных ролей, которые соответствуют его/ее биологической природе.

Полный вариант статьи на сайте движения «Бок-о-бок»:

Добавить комментарий